- Роль диалога в развитии ребенка
- Диалогическая речь у детей
- Принципы организации диалогового взаимодействия
- Справочная информация
- Значение диалога в общении
- Требования к речи воспитателей детского сада
- Почему важна чистота речи воспитателя ДОУ
- Преимущества технологии диалогового обучения
- Бизнес и финансы
- Понятие и сущность диалогового обучения
- Развитие речи в дошкольном возрасте в рамках психологии и логопедии
- Нормы речевого развития дошкольников по возрасту
- Подготовительный
- Ранний
- Дошкольный
- Речь как часть общего развития ребенка
- Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста
- Важная составляющая коммуникации: диалогическая речь дошкольников
- Какие умения развиваются в диалоге у дошкольников
- Умение слышать
- Умение понимать
- Умение формулировать ответ
Роль диалога в развитии ребенка
Диалогическая речь очень важна в развитии ребенка. Это позволяет ему лучше усваивать основы родного языка, научиться применять языковые средства для изложения своих мыслей.
Дети осваивают речь с помощью диалога — это практика общения с другими людьми и детьми. Речь пронизывает всю жизнь ребенка, именно поэтому она и является главным фактором, который влияет на формирование личности юного человека.
Но к сожалению, многие современные дошкольники умеют вести лишь простые формы диалога. Дети говорят кратко, не могут длительное время поддерживать разговор, редко сами начинают его. Они не способны рассуждать, аргументировать, доказывать. Но если ребенок не освоит навыки вести диалог, он не сможет развивать у себя монологическую речь.
Обучение диалогической речи возможно только при частых упражнениях, только таким образом дети овладевают основами фонетики, пополняют словарный запас, изучают грамматическое строение речи, расширяют кругозор. Диалоги позволяют ребенку развиться.
Основные составляющие диалога:
- связная речь;
- этикет общения;
- невербальное общение;
- умение поддерживать разговор;
- умение общаться во время выполнения совместных действий.
Диалогическая речь у детей
Общение с ровесниками является важной составляющей для развития ребенка, его социального становления. Дети общаются постоянно, они упражняются в развитии речи, учатся коммуникации с помощью диалогов
Обучение диалогической речи способствует развитию самостоятельности.
Речь – это творческая функция ребенка, сфера проявления способности к познанию, саморазвитию, построению своего характера и личности через общение (диалог) с другими детьми и взрослыми, другими культурами и мирами.
Речь – это средство общения, понимания и высказывания. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи (совокупность логически сочетающихся предложений). В ней прослеживается тесная взаимосвязь умственного, психологического и речевого развития. Она решает следующие задачи: формирование словарного запаса, грамматического и фонетического строя. В связной речи видны все достижения ребенка в овладении языком.
Именно поэтому главной задачей в обучении малыша является развитие у него связной речи.
Длительное время учеными обсуждается вопрос, следует ли учить ребенка диалогической речи, или он овладеет этим умением спонтанно в результате общения с людьми. Практика показывает, что ребенка нужно учить правильно вести диалог, развивать у него навыки слушать и понимать, что ему говорят, учить его вступать в разговор, поддерживать его, задавать вопросы и отвечать на них, объяснять, аргументировать, возражать. Ребенок должен научиться всем этим навыкам, так как самая распространенная форма общения между детьми – это диалогическая речь.
Принципы организации диалогового взаимодействия
Организация диалога на учебном занятии имеет свою специфику. Прежде всего, необходимо учитывать два ведущих принципа построения диалога:
- Исключение воздействия на учащегося. Нельзя оказывать педагогическое давление на учащихся. Нельзя только обучать. Нужно развиваться и самому педагогу в процессе общения с учениками. Поэтому необходимо строить с ними взаимодействие.
- Акцент на самостоятельной работе. Педагог не должен сам формулировать проблему или задавать вопросы. Ему необходимо только направить учащихся, чтобы они работали самостоятельно: выдвигали проблему и искали пути ее решения.
Только ориентация на эти принципы, позволяет ставить личность учащегося на приоритетную позицию.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Значение диалога в общении
С греческого языка слово «диалог» переводится как «беседа». То есть это такая форма общения, которая предусматривает обмен репликами. Они имеют определенный языковый состав, который формируется на фоне восприятия чужой речи.
Некоторые ученые считают, что диалог – это не просто форма речи, а один из типов поведения человека. Чтобы с ее помощью общаться и взаимодействовать с людьми, ребенку следует овладеть целым набором речевых и социальных навыков, которые он осваивает постепенно.
В ходе диалога люди обычно обмениваются мнениями и мыслями, каждая последующая реплика зависит от предыдущих высказываний собеседников. Следует отметить, что этот процесс происходит без предварительного обдумывания и формирования осознанного высказывания.
Обычно все диалоги кратки.
Требования к речи воспитателей детского сада
К речи воспитателей дошкольных учреждений предъявляются высокие требования. Педагог должен не только правильно излагать свои мысли и следовать литературным нормам, но и уметь строить диалог в соответствии с уровнем развития воспитанников. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь сотрудника:
- Правильность. Следование нормам языка.
- Точность. Употребление слов в правильном значении.
- Логичность. Правильное использование внутритекстовой связи.
- Чистота. Отсутствие нелитературных слов и выражений.
- Выразительность. Владение интонацией, высотой, силой и громкостью голоса для привлечения внимания учеников.
- Богатство. Образность речи, широкий словарный запас.
- Уместность. Соответствие стиля речи текущей ситуации.
Педсовет, посвященный обучению диалогу в ДОУ
Если присутствуют отклонения от перечисленных требований, воспитателю следует улучшить свою речь путем самообразования или повышения квалификации. Для устранения ошибок также используются презентации для педагогических советов, содержащие контрольные тесты и инструкции для воспитателей.
Почему важна чистота речи воспитателя ДОУ
В книге «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» автор М. М. Алексеева подчеркивает, что ребенок учится разговорной речи через подражание взрослым. Он перенимает не только грамматику, но и отдельные слова, ошибки. Если в речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения присутствует слова-паразиты, нарушения грамматических или фонетических норм, это негативно отразится на речевом развитии воспитанников ДОУ.
В чем состоит чистота речи у воспитателя ДОУ? В отсутствии жаргонных и диалектных выражений, а также слов-паразитов (вот, ну, короче, значит, в общем-то).
Обратите внимание! Проверить себя на соответствие этим требованиям воспитатели могут при помощи специально разработанных методических пособий. Ведущими считаются издания под редакцией Гербовой В. В., которые входят в УМК «Программа дошкольного образования
От рождения до школы». Материал соответствует ФГОС. Методички пригодятся не только воспитателям, но и родителям детей дошкольного возраста. Для лучшего усвоения информации рекомендуется делать конспекты
Ведущими считаются издания под редакцией Гербовой В. В., которые входят в УМК «Программа дошкольного образования. От рождения до школы». Материал соответствует ФГОС. Методички пригодятся не только воспитателям, но и родителям детей дошкольного возраста. Для лучшего усвоения информации рекомендуется делать конспекты.
Страницы методического пособия Гербовой В. В.
Речевому развитию в ДОУ нужно уделять максимум внимания. От правильности обучающего процесса зависит общий умственный рост дошкольника. По рекомендациям психологов, осваивать базовые навыки беседы нужно и дома, с родителями или няней. Не стоит надеяться, что ребенок дошкольник усвоит навыки коммуникации без помощи взрослых.
Преимущества технологии диалогового обучения
Использование технологии диалогового обучения в учебном процессе позволяет сделать учебный процесс ориентированным на личностное развитие учащихся. Кроме того, она имеет ряд достоинств:
- Обеспечивает целенаправленность учебного процесса;
- Развивает у учащихся познавательную активность;
- Способствует развитию мыслительной деятельности у участников диалога;
- Активизирует творческую сторону развития;
- Способствует самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию личности;
- Развивает у учащихся навыки коммуникативного общения;
- Формирует умения строить беседу, вести диалог;
- Развивает навыки вопросно-ответной формы общения;
- Развивает важные личностные качества: терпимость, умение слушать, уважение к другой личности, адекватного восприятия чужой точки зрения.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Понятие и сущность диалогового обучения
Определение 1
Технология диалогового обучения – это одна из методик реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на учет личностных потребностей и характеристик каждого учащегося.
Личностно-ориентированное обучение широко распространено и активно применяется в современной системе образования.
Построение диалога имеет важное значение для развития у индивида навыков коммуникации, профилактики его социальной изоляции, недопущения развития депрессивных состояний, вызванных развитием чувства одиночества. Если урок строится в диалоговой форме, то учащийся получает возможность развиваться в эмоциональном направлении и активизировать свои умственные способности
Диалог помогает усвоению учебной программы не просто путем простого запоминания, но и посредством затрагивания личностных смыслов.
По своей сути, диалог в ходе обучения предполагает прием построения коммуникативной связи между субъектами учебно-воспитательного процесса: учеником и педагогом. Он выступает способом построения отношений в образовательной сфере, в ходе которых реализуется сопереживание, проявляется взаимоуважение, осуществляется совместное творчество.
Учебный диалог помогает учащимся проявить себя. Это возможно благодаря тому, что в диалоге они чувствуют себя более уверенно, раскрепощенно и комфортно. Это помогает всестороннему развитию личности учащегося, раскрытию его природного потенциала.
Сущность технологии диалогового обучения проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия, путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне.
Практическая реализация диалога на учебном занятии осуществляется на следующих уровнях:
- Личностный уровень – развитие умения общаться с самим собой, понимать себя, слышать голос собственного разума.
- Межличностный уровень – умение строить общение с другим человеком, обладающим противоположными ценностно-интеллектуальными позициями.
- Мультиуровень — умение строить множественный диалог, реализуемый при обсуждении проблем в малых учебных группах.
Развитие речи в дошкольном возрасте в рамках психологии и логопедии
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста изучается не только в рамках педагогической деятельности
Этому вопросу уделяют внимание в рефератах по психологии, логопедии,
Нормы речевого развития дошкольников по возрасту
Преподаватель логопед Полтавская О. А., основываясь на исследовательские и дипломные работы в сфере образования и психологии, выделяет несколько периодов речевого развития. Каждому соответствуют свои нормы, на основе которых составляет план преподавания в ДОУ. Далее будут рассмотрены этапы с 9 месяцев до 7 лет.
Подготовительный
С 9 месяцев ребенок начинает усваивать первые слова. В речи используются простые звуки: а, м, б, и, у. К 12 месяцам словарный запас включает от 2 до 10 слов.
Ранний
Этап с 1 до 3 лет. Ребенок начинает активно подражать взрослым, пытаясь повторять за ними слова. Поначалу большинство звуков искажается. Первые предложения составляют к 1,5 годам, в этом же возрасте запас слов должен составлять уже около 100 шт. В 2 года значительно расширяется диапазон произносимых звуков: появляются к, г, ф, о, мягкие согласные. Такие звуки, как мягкая л, э, й употребляются с 3 лет. К концу раннего этапа дошкольник должен уметь составлять сложные предложения с использованием союзов.
Дошкольный
Речевое развитие дошкольников с 3 до 6 лет. Словарный запас расширяется до 3000 единиц. Полностью осваиваются звуки: к 4 годам — ы, ц, з, к 5 — шипящие, р. Недостатки произношения считаются в норме до 7 лет. Если к 1 классу сохраняется неправильное звучание р или других звуков, необходимо обратиться к логопеду.
Важно! Отклонения от перечисленных норм могут свидетельствовать о ЗПР, общей задержке речевого развития, ДЦП
Речь как часть общего развития ребенка
Речевое развитие способствует общему росту личности. Овладение родным языком, в первую очередь, помогает наладить коммуникацию. Правильно выстроенные связи со сверстниками и взрослыми обеспечивают социальную адаптацию и усвоение общественных норм. Неслучайно дети с ОНР, отстающие от сверстников только по степени освоения языка, даже после успешной терапии нередко проявляют агрессию, застенчивость, не могут найти друзей.
Место речи в общем сенситивном развитии ребенка
Устная речь лежит в основе мыслительной деятельности. Курсовые и серьезные научные исследования показывают, что дети с богатым словарным запасом лучше осваивают арифметику, чтение, письмо. Они проявляют больше мотивации во время изучения новых предметов.
Если развитию речи в дошкольном возрасте уделять недостаточно внимания, ребенок будет сталкиваться с проблемами не только при обучении на следующей ступени, но и в других сферах жизни.
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста
Диалог — это обмен репликами между собеседниками. Без диалогических навыков невозможен познавательный процесс, затрудняется усвоение социальных норм. Развитию понимания речи, навыкам построения диалога обязательно учат, начиная с младших групп ДОУ. Для этого используют различные методики:
- неподготовленный диалог;
- чтение литературы, в которой персонажи общаются друг с другом;
- подвижные, сюжетно-ролевые, театральные игры.
Уголок развития речи в детском саду
Особенно важны беседы со старшими. Диалоги, в которых взрослые проявляют интерес к рассказам ребенка, лучше всего развивают коммуникативные навыки. В отличие от общения со сверстниками, в ходе которого практически не усваиваются новые словесные образования, регулярные разговоры с воспитателями и родителями помогают научиться эффективному диалогу.
Садик должен не только давать знания, но и контролировать соответствие уровня развития существующим нормам. Помимо внешней диагностики, которая ежегодно проводится во всех ДОУ на государственном уровне, сотрудники обязаны проводить сквозной контроль. В конце каждого занятия следует задавать вопросы ученикам и фиксировать уровень их ответов. Если возникают затруднения при усвоении правил диалога, воспитатели ДОУ должны использовать разные пути решения проблемы: от дополнительных занятий до направления к логопеду или психологу.
Основные способы развития речи
Важная составляющая коммуникации: диалогическая речь дошкольников
Диалог является не просто обменом слов. В ходе его построения происходит передача информации, усвоение новых знаний. Собеседники воспринимают точку зрения друг друга, учатся уважать чужое мнение. Все это ложится в основу грамотной коммуникации.
Если не развивать диалогическую речь, ребенок окажется ограничен в средствах коммуникации. Он не сможет ни задать вопрос, ни попросить помощь, ни ответить на вопросы преподавателя. Сильны пострадают межличностные отношения с родителями, одногруппниками, воспитателями.
Диалог важен не только для построения социальных связей. Он лежит в основе коммуникации с преподавателями и влияет на усвоение материала. Развитие диалогической речи у дошкольников входит в обязательную подготовительную программу, необходимую для поступления в школу.
Дополнительная информация! Нормами ФГОС установлено, что перейти к обучению в школе можно только при условии грамотного владения языком.
Какие умения развиваются в диалоге у дошкольников
Исследователи спорят, какие умения развиваются в диалоге у дошкольников младшего, среднего и старшего возраста. Навыки могут отличаться в зависимости от возраста. Далее представлены базовые умения для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Умение слышать
Ребенок реагирует на обращения, отвлекается от своих занятий, чтобы выслушать сверстника или взрослого. Он не прерывает диалог в середине предложения и не перебивает.
Умение понимать
Дошкольник не просто слушает собеседника, а вникает в смысл его слов. Это позволяет ему правильно подбирать ответы, выполнять просьбы, продолжать диалог. Ребенок старается придерживаться темы разговора, а не уходить к собственным рассуждениям.
Умение формулировать ответ
Ученик ДОУ развивает навык краткого и развернутого ответа
При его формулировке он следует нормам логики и стилистики, обращает внимание на социальный статус собеседника
Пример игр, помогающих освоить умение отвечать