Воспитание детей. уроки психологии для родителей

Советы Комаровского

Чтобы бороться с детскими истериками, родителям Комаровский советует запастись терпением и .

Отработайте систему запретов и следите за тем, чтобы то, что нельзя, было нельзя всегда. Любые исключения из правил — лишний повод для последующей истерики.

Если ребенок склонен к бурным истерикам, с битьем головой об пол и стены, надо обезопасить его от возможных травм. Если речь идет о ребенке 1-2 лет, Комаровский советует ограничить истерику пределами манежа. Если начался приступ, следует посадить ребенка в манеж и выйти на некоторое время из комнаты. Отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной, а причинить себе вред в манеже ребенок физически не сможет.

Наиболее сложно бороться с истериками у ребенка старше 3 лет. Он уже не просто что-то требует, а показывает характер, и тут потребуется провести тщательный анализ взаимоотношений в семье. Часто такие дети просто копируют поведение взрослых, их реакции на разные ситуации. Если родителям удастся найти «корень зла» в себе и устранить его, то малыш довольно быстро забудет о таком способе получать желаемое, как истерика и капризы.

Если за ребенком замечена склонность капризничать и устраивать истерики без особого на то повода, лучше как можно раньше отдать его в садик, считает Евгений Комаровский. В большом детском коллективе нет ни одного благодарного зрителя, перед которым можно было бы устраивать истерику, да и капризы одного ребенка мало волнуют остальных. Это поможет быстрее научить ребенка жить без истерик.

Приглядитесь и найдите признаки начинающейся истерики. Одни дети перед этим долго дуются, другие — начинают суетиться, быстро двигаться

Предвестники помогут родителям быстро отреагировать и отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Такой способ хорошо помогает детям до 4-5 лет

С ребятами постарше придется изобретать что-то другое.

В передаче ниже доктор Комаровский расскажет как отучить ребенка от истерик.

Виды негативизма

В психологии выделяют 2 формы проявления негативизма — пассивный и активный. У каждой формы свои особенности.

Пассивный негативизм

Это форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании человеком просьб или требований. Конечно, он все слышит и понимает, но намеренно не делает ничего из того, о чем попросил другой.

Активный негативизм

Это форма поведения человека, при которой он резко выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Он крайне резок и не пытается скрыть свое негативное отношение к происходящему. Часто человек совершает действие, противоположное тому, о чем его попросили.

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Негативизм: причины развития у детей, подростков и взрослых, симптомы и коррекция упрямства

В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.

В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.

В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).

Общие сведения

В психологии негативизм — это отдельный термин для обозначения симптома немотивированного сопротивления, характеризующегося расстройством воли и проявляющемся при кататоническом возбуждении и кататоническом ступоре – психопатологических синдромах, сопровождающийся двигательными расстройствами неорганического характера

Важно отличать от упрямства детей, так как оно имеет свои причины, а происхождение реакций негативизма бессознательное. Они могут проявляться на коммуникативном, поведенческом или глубинном уровне (не давать внешних проявлений)

Обычно негативизм сводится к немотивированному сопротивлению на любые требования/просьбы двигаться, говорить или следовать каким-бы то ни было инструкциям, а также желание сделать наперекор. Он становится причиной нарушения общения, обучения и в целом адаптации в этом мире.

Согласно Кречмеру негативизм – это проявление активности гипобулических механизмов – состояния психики, характеризующегося сниженным желанием и побуждением к деятельности. Тогда как Блейлер считал, что бессознательное сопротивление является признаком аутизма или диссоциации личности.

Ребенок портит и ломает игрушки, что делать?

Этот вопрос интересует добрую половину родителей. Причины такого поведения детей различны.

Прежде всего, игрушки нужно приобретать в соответствии возраста Вашего малыша, так как дети более раннего возраста еще плохо контролируют свою силу и могут ломать сильно хрупкие игрушки, предназначенные для детей постарше.

В этом случае вины ребенка нет – он это делает не специально. Но в большинстве случаев ребенок это делает специально и родителям нужно разобрать в причинах такого поведения. Возможно, что такое поведение несет «скрытое» послание ребенка родителям.

Если ребенок уже не маленький — старше 4 лет, то, возможно ему просто некуда деть энергию и он это делает от безделья. В таком случае ребенка следуетчем-либо занять: найти занятие, отдать на детские курсы, в кружок и так далее.

Рассмотрим наиболее частые причины такого поведения.

Игрушка является цельной и ее нельзя разобрать, а очень хочется!

В данном случае ребенком движет желание понять как устроена игрушка: он начинает отрывать колеса, наклейки, выдавливать стекла и. т.д.

Ребенок ее пытается разобрать из любопытства и потом собрать обратно. Решением здесь может быть покупка конструкторов.

Сейчас большой выбор конструкторов, как для девочек, так и для мальчиков, для разных возрастов – от самых простых до сложных.

Неловкость ребенка.

Есть категория родителей, которые растят грудных детей без игрушек совсем, считая, что дети все равно не умеют в них играть, а только раскидывают, в результате чего погремушки ломаются.

Результатом этого становиться задержка формирования навыков обращения с предметами – двигательная неловкость.

В следствие этого, происходит задержка развития ребенка: развитие мелкой моторики рук, восприятие окружающей среды.

Подрастая, малыш при данном методе воспитания, будет ломать игрушки, только получая их.

В данном случае помочь ребенку может только специалист – невропатолог. Если этого не сделать, то не исключена возможность того, что возникнут трудности при обучении письму, вырезанию, лепке, рисованию.

Ребенка с самых первых дней жизни нужно приучать к погремушкам, кубикам: чем больше ребенок берет в руки предметы, тем быстрее происходит его развитие, как в физическом, так и в умственном плане – быстрее происходит развитие кругозора малыша.

Внутренняя агрессия.

Когда ребенок обижен или расстроен чем то, то он начинает бить или раскидывать игрушки. В такой ситуации нужно как можно сроке успокоить ребенка, узнать у него причину такой агрессии.

Игрушка не нравиться или вызывает страх.

Характеристики и свойства

Негативизм первоначально описывался как свойство психических заболеваний.

По мере развития психологии, негативизм стал рассматриваться как:

  • аномалия характера, выражаемая в упрямстве, отвержении любых предложений помощи;
  • протестная реакция;
  • враждебно-агрессивная реакция;
  • тип личности.

Вклад негативизма в личностное становление неоднозначен. Российский психолог А.В. Брушлинский считает, что детский и подростковый негативизм обеспечивает временную защиту от чрезмерной помощи со стороны взрослых и сверстников, способствуя самостоятельности.

К.Н. Поливанова рассматривает негативизм как форму пробных действий. Отсутствие пробы лишает ребенка возможности превратить способности в «работающие», затрудняет построение поведения.

Однако важнейшей характеристикой негативизма является непоправимый вред личности, который вызывает ее деформационные изменения ввиду доминирования негативизма в личностной структуре. Одним из свойств негативизма является зависимость от воспитания, что связано с недостатком материнской любви, пренебрежительным отношением к нуждам ребенка.

Согласно взглядам психолога В.С. Мухиной, агрессивные или холодные родители могут стать примером для подражания и тогда идентификация с родителями проходит по отчужденному образцу, формируя особый тип личности.

В зарубежных исследованиях характеристики негативизма связываются с оппозиционно-вызывающим расстройством личности:

  • цинизм;
  • конфликтность;
  • склонность к провокациям;
  • проявления мстительности;
  • злорадство.

Последняя характеристика обусловлена кризисом идентичности и противоречием между потребностью в автономии и родительским сверхконтролем. Современной психологии известно, что развитие личности осуществляется через противоречия. Неспособность справиться со сложными ситуациями втягивает личность в новые усложняющиеся проблемы и противоречия.

Результатом их неконструктивного осмысления и разрешения становится:

  • негативное отношение к миру
  • искаженные ценностно-смысловые установки;
  • низкая самооценка;
  • недовольство собой.

Как реагировать маме

  • Родители должны начать воспитание с себя. Нужно следить, насколько вы последовательны в своих запретах и других действиях. Нельзя при этом поддаваться капризам, и разрешать то, что вчера запрещали. Так должны поступать оба родителя.
  • При этом нельзя переусердствовать, и ругать малыша слишком строго. Это может вызвать обратную реакцию.
  • Нужно не только ругать ребенка за капризы, но и хвалить за хорошее поведение.
  • Постарайтесь уменьшить количество возможностей для запрещенных действий крохи. Уберите все опасные предметы, которые могут его привлечь.

Будьте внимательны к своему малышу, старайтесь правильно реагировать на его капризы, и вы обязательно вырастите воспитанного ребенка.

Воспитание детей Психология Семья

Особенности негативизма у детей

Негативизм у детей — закономерный и неизбежный этап развития личности. Как правило, он проявляется в кризисных возрастных периодах. В первый раз — в 2-4 года, потом — в 6-7 лет. Негативизм у ребенка — капризы, нежелание обучаться, перепады настроения, немотивированная грусть.

По мнению психологов, отличительная черта детского негативизма заключается в том, что причины его появления всегда кроются во внешних обстоятельствах. В силу незрелости личности ребенок не отдает себе отчет в том, что делает, им правят эмоции и желания. Конечно, малыш плохо себя ведет не ради ссоры с мамой и папой. Для него негативизм становится способом защиты своего «Я», удобным инструментом для манипуляций, желанием показать свое истинное отношение к требованиям взрослых.

Психологи выделяют 2 основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка:

  • рассогласованность в способах воспитания у взрослых;

  • невнимательность со стороны взрослых к потребностям ребенка.

Вне зависимости от причин возникновения негативизма у ребенка, его «испортившееся» поведение — сигнал для родителей. Им необходимо проанализировать, так ли эффективны их способы воспитания, не скупы ли они в проявлениях своей любви.

Если негативизм не будет конструктивно преодолен к среднему школьному возрасту, он примет необратимую тенденцию развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.