Страхи у детей дошкольного возраста: какие и откуда?

Откуда берутся детские страхи?

Что же такое детский страх и из чего он формируется?

Согласно научной трактовке, страх – это эмоциональная реакция психики, вызванная определенным угрожающим фактором. Как правило, в 95% случаев природа происхождения фобии берет свое начало из бурного воображения, а не от реальной угрозы. Но откуда у крохи могут взяться такие страшные фантазии? 

Здесь все просто: предпосылкой для развития ночных кошмаров, к примеру, может стать разговор родителей (естественно, в эмоциональных красках и со всеми подробностями) о произошедшем ДТП, пожаре или любой другой катастрофе. Еще одним поводом для детского страха может стать просмотренный накануне фильм о монстрах, чудовищах или убийствах. Зачастую родители смотрят подобное кино без присутствия детей или частичного присутствия, когда ребенок находится в одной комнате с родителями, но, как они считают, занимается своими делами и не вникает в подробности фильма. Но даже если дитя не обращает внимания на происходящее на экране, поверьте, он все слышит и понимает, впитывая в себя информацию как губка. Впоследствии любое событие (увиденное или услышанное), которое шокировало подсознание ребенка, остается в памяти и всплывает уже в виде страха. 

Страх в детском возрасте

Определение 1

Страх является естественным состоянием человека ‒ реакцией защиты здорового организма на установленные раздражители.

В сущности, страхи уберегают от угроз и многочисленных рисков. А, следовательно, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые обучились за долгие годы контролировать собственные страхи и взаимодействовать с ними, то дети ‒ не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей.

Классификация страхов:

  1. По характеру – личностные и ситуативные; социальные и природные;
  2. По степени реальности ‒ воображаемые и реальные;
  3. По степени интенсивности ‒ острые и хронические;
  4. По уровню – возрастные (естественные) и патологические.

К причинам появления страхов у детей причисляют следующие факторы:

  • перенесенные психотравмирующие ситуации и боязнь их повторения (укус собаки, пчелы, падение с высоты);
  • частое напоминание о появлении предполагаемых неприятных ситуаций;
  • сопровождение самостоятельных поступков детей эмоционально окрашенным предупреждением о возможной опасности на пути;
  • стабильные запреты;
  • беседы при детях об негативных явлениях (убийствах, несчастных случаях, смертях, пожарах);
  • конфликты в семье, источником которых считаются дети;
  • расхождения со сверстниками;
  • запугивание со стороны родителей несуществующими персонажами из сказок (лихо одноглазое, леший, баба-яга, водяной).

Все эти страхи принадлежат к возрастным и возникают они у чувствительных и эмоциональных личностей.

Замечание 1

Возрастные страхи обычно кратковременны, обратимы, исчезают с возрастом, не затрагивают глубоко ценностные ориентации человека, не влияют существенно на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Как прогнать кошмары

Чтобы справиться с ночным кошмаром, необходимо знать, что именно его спровоцировало. Часто это становится понятным исходя из сюжета пугающего сна. Но разговаривать о ночных видениях лучше только утром, при свете дня. Ночью же главное, как можно скорее успокоить ребенка, чтобы ему удалось снова заснуть.

Вот что лучше сделать:

Обеспечьте защиту. Даже если вы очень напуганы таким пробуждением ребенка, ни в коем случае не показывайте свой страх – малыш воспримет это как то, что вы неспособны его защитить и тоже боитесь. Сядьте рядом, возьмите его на руки, приласкайте, поговорите спокойным голосом.
Дайте выговориться. Если малыш хочет рассказать о том, что его испугало прямо сейчас – позвольте ему это сделать. Невысказанные страхи уходят в подсознание и спровоцируют новые кошмары.
Верните в реальность. Помогите малышу осознать, что это был только сон

Обратите его внимание на детали обстановки в комнате, на то, что все нормально и привычно идет своим чередом. Если нужно, включите свет и/или поносите малыша на руках.
Не оставляйте одного

Пусть малыш заснет в вашем присутствии. Если он уже привык спать отдельно, не берите его снова в свою постель. Но останьтесь рядом или пусть засыпает на руках (не всегда!).
Переключите внимание. Это отлично помогают сделать монотонные негромкие звуки – спойте ему колыбельную, включите очень тихо медитативную музыку, пошепчите что-то на ушко.

Если кошмар был единичной ситуацией, и ребенок утром о нем не вспоминает, а вечером спокойно отправляется спать, то возвращаться к нему не стоит. Но избавляться от повторяющихся кошмаров надо обязательно – самостоятельно или с помощью детского психолога.

Помочь в этом может такой простой и действенный метод, как совместное рисование. Попросите ребенка нарисовать сюжет сна, который его напугал, расспросите о том, кто или что изображено на картинке. А затем дорисуйте ее вместе так, чтобы сюжет или чудовище получились смешными или маленькими. Или просто порвите листочек на мелкие кусочки, подчеркивая то, что вы все перенесли на бумагу и теперь уничтожили.

Для тех, у кого сложности с рисованием, есть другой, не менее эффективный прием. Сочините с ребенком сказку о том, как главного героя преследовало похожее чудовище, или он был в подобной ночному кошмару ситуации и благополучно оттуда выбрался. Тогда малыш поверит в то, что и в его страшной сказке тоже все закончится хорошо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.