Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом.
Это социальные страхи, которые могут повлиять на восприятии ребенка самого себя в контексте семьи, садика, школы и других общественных институтов.
Это сфера влияния на ребенка родителями, воспитателями, учителями и другими значимыми для ребенка взрослыми. Именно от них малыш считывает информацию, каков он, нужно бояться кого-то или чего-то, или нет.
Как быть с такими страхами?
Прежде всего, родителям нужно научиться контролировать свои эмоции и речь. Детям раннего и среднего дошкольного возраста не доступны сложные логические операции, они видят себя такими, какими их видят родители: робкими, испуганными, ничего не умеющими делать, не знающими. А ведь ребенок-то уже многое освоил! Но почему-то это не признается, подвергается сомнению — так рождаются страхи.
Страх перед врачами и уколами имеет несколько причин. Чаще всего это — элементарная безграмотность и удивительная близорукость родителей.
Посмотрите на реплики, что в реальности там звучит.
Угроза:«А ну марш спать! Иначе приедет тетя и сделает тебе та-а-акой укол!» (как вариант «заберет тебя в больницу, если не будешь слушаться»). «Сил моих нет! (хватается за сердце) Лягу в больницу, вот будешь знать, как злить маму…»
Обман:«Да ты не бойся, тут тебя комарик кольнет, это не больно совсем!» (а на деле — боль, испуг и горькая мысль: «ой… разве можно после этого доверять маме?»).
Пренебрежение чувствами ребенка:«Эх ты, плакса-вакса! Какой же из тебя мужчина! Сразу ныть…!» (а ведь ребенок хочет, чтобы с ним разделили его боль и страх: так как на своем маленьком жизненном опыте он уже убедился, что привлечь внимание родителей другим способом, кроме нытья, не удается). Страх перед врачами и процедурами можно снять с помощью игровых ситуаций с куклами-мишками-зайчиками и машинками
Купите ребенку детский набор «чемоданчик врача», расскажите, что делает врач, зачем ему те или иные инструменты и предложите побыть в роли доктора и пациента. Меняйтесь ролями
Подберите соответствующую детскую литературу (стихи, сказки, рассказы, песенки) о врачах и о том, как ему важно оказать помощь, спасти жизнь
Страх перед врачами и процедурами можно снять с помощью игровых ситуаций с куклами-мишками-зайчиками и машинками. Купите ребенку детский набор «чемоданчик врача», расскажите, что делает врач, зачем ему те или иные инструменты и предложите побыть в роли доктора и пациента. Меняйтесь ролями
Подберите соответствующую детскую литературу (стихи, сказки, рассказы, песенки) о врачах и о том, как ему важно оказать помощь, спасти жизнь
Когда предстоят неприятные процедуры — ребенку станет легче, если рассказать ему о них, честно предупредить «будет немножко неприятно, ты потерпи чуток, я буду рядом, подую тебе, подержу на ручках» и т.д. Обман недопустим.
Как помочь ребенку справиться со страхами
Какие бывают страхи, почему они появляются и как на них реагировать, мы уже выяснили. Давайте разбираться, как помочь крохе с ними справиться.
- Если малыш боится и не дает выхода своим эмоциям, предложите ему нарисовать или слепить свой страх, расспросите подробно, какой он, зачем приходит. Далее, в игровой форме, можно порвать «чудище-страшилище» на множество мелких кусочков и пустить по ветру. Или переделать его в доброе и красивое существо, пририсовать ему смешные детали и придумать про него смешную историю.
- Полезно рассказывать ребенку терапевтические сказки. Их можно придумать самому или взять из специальной книги, а можно даже заказать индивидуально для вашего малыша у специалиста-психолога. Основная идея такой сказки — проблема вашего ребенка, которая объясняется доступно во всех ракурсах и разрешается сказочным образом. Главным героем сказки обычно является или сам ребенок, или очень похожий на него герой. Слушая такую сказку, ребенок имеет возможность взглянуть на ситуацию со стороны и осознать ее по-другому.
- Хороший результат может принести проигрывание страха в сюжетно-ролевой игре. Можно взять героя, который будет бояться того же самого, что и ребенок, и вместе с остальными героями придумать выход из ситуации. Можно проиграть непосредственно сам страх (укусила собака, поход к врачу), только нужно обязательно завершить игру на положительной ноте и дать понять ребенку, что он защищен.
- Для детей, испытывающих страх темноты полезно такое упражнение под названием «эмоциональные качели». Открываете дверь в темное помещение, например ванную комнату, в остальных помещениях свет включен, то есть граница темноты и света четко обозначена. Предлагаете малышу поиграть (можно предложить напугать темноту). Беретесь за руки и забегаете на секунду в ванную, туда, где темно, и тут же выбегаете. Вначале можете просто наступать на порог, если ребенку страшно. Обычно такая игра сопровождается весельем и смехом, детям она очень нравится. Чередование напряжения с последующим выходом и расслаблением очень полезно для психоэмоционального состояния малыша, испытывающего страхи, так он учится на них реагировать и, в свою очередь, избавляться.
Когда обращаться к психологу
Нередко бывает так, что детские страхи требуют профессиональной коррекции. Вам обязательно следует обратиться к психологу, если:
- вы не знаете, как разговаривать с ребенком о его страхах, у вас не получается оказать малышу помощь в избавлении от страхов.
- В вашей семье произошли какие-либо стрессовые ситуации, вследствие чего поведение ребенка изменилось.
- У ребенка навязчивые страхи — часто повторяющиеся, одного и того же содержания. На этом фоне возникли навязчивые движения — грызение ногтей, покусывание губ, постукивание ногами, накручивание волос на палец и т.п.
- Вам о чем-то трудно сообщить ребенку.
- Вы чувствуете, что ребенок чего-то боится, но не можете выяснить, чего именно.
- Вы просто чувствуете, что малышу нужна помощь.
Помните, что лучшая защита от страхов — родительская любовь, спокойная и комфортная обстановка дома, атмосфера защищенности, доверия и тепла.
Страхи от года до трех
Примерно к полутора годам страх чужих людей постепенно проходит, но тут многое зависит от врожденного эмоционального статуса и ребенка, а еще больше от поведения родителей. Такие страхи дольше сохраняются у малышей, которые редко сталкиваются с незнакомцами, и не видят реакцию родителей на других людей. К 18 месяцам на смену испугу при встрече с незнакомцем может прийти смущение.
К двум годам у ребенка уже есть определенный жизненный опыт, и страхи приобретают более осознанный характер. Так например, зная, что поход в поликлинику окончится уколом, может развиться боязнь медработников. Неудачная встреча со стоматологом – реальный страх зубоврачебного кабинета.
Испуг при резких громких звуках так же часто достигает пика у двухлеток, однако, при правильном поведении родителей к трем годам, он не только сходит на «нет», но появляется особая любовь «громким» играм и игрушкам.
Fotolia
Приобретенные страхи — угрозы родителей
Одна из распространённых ошибок родителей, порождающая лишнее беспокойство, — привычка говорить ребенку, что если он будет себя плохо вести, придет серый волк, чудовище, «злой дядя» и заберет его. Почти все взрослые помнят, что в советском детстве их иногда пугали милиционером, который придет и заберет с собой. Если такие угрозы исходят от родителей — самых близких людей — малыши на самом деле верят им, и для многих они приобретают большую реалистичность, а благодаря яркой фантазии усиливаются и, нередко, трансформируются в страх.
Родители — это самые близкие и дорогие люди, именно от них ребенок всегда ожидает участия и поддержки, полагается на их защиту в сложных ситуациях. Угроза с чудовищем в первую очередь пугает. Если пугают самые близкие люди, то у малыша возникают двойственные чувства: с одной стороны, он любит родителей и доверяет им, a с другой стороны, в такой ситуации им сложно доверять.
В словах «придет злое чудище и заберет» скрывается ложь. О чем подумает ребенок, когда никакого чудища не увидит? Мысль первая: «Родители меня обманули». Мысль вторая: «Я могу озорничать, а наказания не последует». Мысль третья: «Что случилось с моей мамой? Она всегда такая добрая, а сейчас вдруг меня пугает». Все эти мысли никаким образом не способствуют установлению доверительных и теплых отношений в семье, напротив, могут спровоцировать отдаление ребенка от родителей, появление различных детских страхов. Помните, что любые угрозы носят манипулятивный характер, и использовать их в процессе воспитания ребенка не стоит.
Итак, в определенные периоды жизни ребенка страхи являются нормальной естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Дети доподросткового возраста, как правило, не осознают свой страх. В такие моменты помогут заботливое отношение, сказка «по теме» на ночь, приятная и любимая музыка, а также совместные занятия — рисование, лепка, приготовления еды и другие способы креативного преодоления трудной ситуации.
Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх — залог будущей веры в свои силы и возможности.
Статья предоставлена центром развития и образования «Элитора»
Страхи от рождения до года: хочу быть с мамой
У большинства новорожденных имеются инстинктивные формы защиты при громких звуках или внезапном приближении большого предмета. Младенец при этом проявляет общее беспокойство: напрягается, вскидывает ручки.
В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии мамы. Это указывает на наличие чувства привязанности. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства — осознанная реакция; это прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.
В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Это указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой, а в более широком смысле — это страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур, помещения в больницу, этот страх проходит к середине второго года жизни.
Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу
Это особенно важно при ослабленном здоровье ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность