Что делать, если ребенок не слушается: совет психолога

Не хочет заниматься

3. Ребёнок прижался к маме и ни в какую не хочет попробовать: потанцевать, потрогать кубики, пообщаться. Действительно, со стороны очень странная ситуация: пришли заниматься, а малыш прилип к маме и ни в какую не сходит с рук. Зачем тогда ходить? Посидеть на руках у мамы можно и дома, абсолютно бесплатно. 

 
Не нужно забывать, что простое созерцание — это очень активное действие для ребёнка до 3 лет. Если малыш хотя бы смотрит, пусть из-за маминого плеча — это уже усвоение информации. 
Нужно войти в положение малыша: много новых людей, незнакомое помещение, непонятные правила. И вообще неизвестно, чего ждать от этой тёти: вдруг сейчас проколет пальчик иголкой, или залезет в рот, будет щупать живот… 
 
Пусть малыш несколько занятий посидит у мамы, удостоверится, что никто ничего плохого с ним делать не будет. Просто нужно набраться терпения: в моей практике ни один малыш дольше 4 занятий подряд на руках не сидел. Всё равно природное любопытство сделает своё дело, и малыш присоединится к группе. 
 

Область страха, ужаса и непонимания

— Что делать, чтобы для ребенка математика не была областью страха, ужаса, непонимания? Как часто заниматься? 

— Я бы предложила как можно больше игр с разным наглядным материалом. Берете себе пять кубиков и ребенку пять кубиков. «Собери из этих кубиков какую хочешь башенку, а я за тобой повторю». Потому что прежде, чем понимать, что это равно этому, хорошо бы попробовать на каком-нибудь геометрическом материале, а не арифметическом. 

Если помните, у Звонкина было подробно про феномен Пиаже — разложили те же самые пять кубиков одни кучкой, а другие — широко. И многие дети в 4–5 лет уже уверены, что те, которые широко разложены — их много, а которые кучкой маленькой лежат — тех мало. У них не сформировано представление о том, что количество неизменно. 

Но геометрические задачи в этом же возрасте ребенок отлично может решать. Причем зачастую он вам придумывает какую-нибудь хитрую штуку, а вы за ним повторяете. Если вы иногда вдруг ошибетесь, он будет говорить: «Нет, смотри, ты этот кубик поставь вот так, а не так». Геометрические задания с любым материалом — с кубиками, с арками, с кирпичиками, с мозаикой — это полезно. 

Опять же арифметические игры, но либо с игральным кубиком, либо то, что мы называем перевод с языка на язык. Если я говорю: «Кар», — это значит один раз поднять руки. Если: «Кар-кар», — то два раза. Если, например: «Ква», — то подпрыгнуть. А если: «Ква, ква», — то два раза подпрыгнуть. Потом я даю задание, например: «Кар. Ква-ква-ква». И надо услышать, запомнить и сделать столько движений. Для многих детей дошкольного возраста это, во-первых, длинная сложная инструкция, а во-вторых, им трудно пересчитать на слух, сколько раз я что сказала. Это гораздо важнее, чем умение писать циферки. Это умение пересчитывать. 

Или, скажем, можно на спине писать точки. Не цифры писать на спине, а ребенку нарисовать три точки, четыре точки. Или попросить на пальцах показать, сколько точек на спине вы ему нарисовали — это очень непростое будет для ребенка занятие. 

Потом попросите его нарисовать точки вам, только рисовать медленно и самому точно знать, чтобы он мог проверить, знал, сколько он вам точек нарисовал. Такого типа задачи. 

Или взять счетные палочки и сложить из них картинку на кухне, а потом сходить, запомнить ее, и в комнате сложить точно такую же

Какие-то игры на внимание, на память с разным геометрическим материалом хорошо подходят, причем для любого возраста. Они точно развивают пространственное мышление и разные математические представления

Часто ли вам встречались дети, у которых совсем плохо с математикой?

— Когда мы говорим про дошкольников, то очень сложно понять, что именно ребенок не понимает. Зачастую он не готов действовать по чужим правилам. Очень часто дошкольнику говоришь: «Сколько у тебя выпало на кубике, столько наклеек наклей». Он отвечает: «Я хочу не столько. Я хочу наклеить столько, сколько мне нравится». Значит ли это, что у него плохо с математикой, он не может пересчитать, сколько тут точек и не может приклеить столько наклеек? Нет, скорее всего, не значит. Он просто привык делать все по своим правилам и не готов слушать чужие. 

Может быть, в школе такого ребенка запишут в неуспевающего, потому что он не делает то, что попросили. Но это значит, что у него плохо с произвольностью. Причем родители говорят: «Нет, он может часами заниматься чем-то, например, строить из “Лего”». Но строить из «Лего» он выбрал сам, а считать «2+3» он не выбирал. И наклеивать ровно столько наклеек, сколько выпало — тоже. Зачастую проблема, когда ребенок не может выполнить какие-то задания, это связано с отсутствием произвольности — он не готов просто действовать по заданию. Это действительно мешает ему учиться.

Мы на мышематику набираем группы детей 5–6 лет, а самых маленьких, меньше 4-х, не набираем. С группами 4-х лет самая большая проблема

Дело не в том, что они цифры не знают или писать не умеют, некоторые умеют, некоторые нет, это неважно. Самая большая проблема с четырехлетками в том, что они не готовы делать то, что попросил учитель, даже если это просто

Совершенно невозможно учить ребенка чему-нибудь, пока он не готов учиться.

Почему ребенок не понимает ваши запреты?

Родители всегда должны находиться на чеку, рядом, чтобы рассказать и объяснить своему малышу как себя вести в той или иной ситуации:

Зачастую родители на автопилоте несколько раз громким тоном повторяют слово «нельзя», или другие фразы: «Я сказала нельзя», «Ваня, отойди, я сказала нельзя!».

Это происходит большое количество раз за день. Попробуйте для эксперимента посчитать, какое количество раз за сутки говорите ребенку слово «нельзя!».

Родители произносят слово «нельзя» автоматически — им так удобно, не нужно задействовать мозг и придумывать альтернативу.

Нет дозволенного, все нельзя, ребенок теряется, не понимает: а что же тогда можно? Программа получает блок, и ребенок находится в ступоре.

Из-за этого, не обращая внимания на родительские запреты, малыш продолжает заниматься своим делом, закатывает истерику, начинает кричать и ругаться либо проявляет агрессию. Происходит это потому, что ребенку не дали альтернативу.

Много запретов – мало разрешений.

В некоторых семьях бывает так, что вся квартира находится под запретом. Давайте будем честными, в условиях городской квартиры, в ограниченном пространстве для ребенка и так мало занимательного, интересного и развивающего.

При этом родители еще запрещают открывать дверцу шкафа, трогать кота, залезать на диван, брать ручку, телефон или пульт со стола. В итоге получается тотальное «нельзя».

Важно! Ребенок не понимает, как жить и развиваться, когда кругом одни запреты. Его неуемная энергия заставляет двигаться, развиваться, брать то, что нельзя

Активный рост головного мозга, познавательный интерес движут ним. Организм малыша, его психика сигнализируют о том, что ему нужно накапливать жизненный опыт.

А родители все запрещают, мало что разрешают, блокируя этим интерес к познаниям и саморазвитию. И часто случается бунт.

Непоследовательность в запретах

Такое поведение приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать слово «нельзя».

Например, мама говорит: «нельзя», а папа приходит с работы и решает, что можно: «Вот пульт бери, почему нельзя?» Это приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать запреты или теряется, не понимая: так, все-таки, можно или нельзя?

Несогласованность в мнениях родителей

В некоторых принципиальных вопросах у родителей нет единого мнения. Например, давать ли конфету перед обедом, можно ли есть сахар, можно ли перед сном смотреть мультфильмы.

Важно! Если нет согласованности, единого мнения в семье, ребенок не будет точно понимать, что можно, а что нет

Действительно ли нельзя?

Когда родители запрещают что-то ребенку, иногда им нужно задуматься, а действительно ли нельзя, или все-таки можно? Вопрос рассматривают в каждой конкретной семье с ее устоями и ценностями.

Пример: практически в каждой семье стены оклеены обоями, на которых запрещено рисовать. Но ребенок не считает это запретом, так как рисовать ему под силу, и он не видит в этом ничего предосудительного.

При этом малыш спокойно проводит фломастером по стене и видит, что рисовать получается, для него это выглядит красиво и физически под силу. Значит, согласно логике малыша, делать это можно.

В этом случае родителям лучше пойти на хитрость: приклеить рядом лист белого ватмана и разрешить рисовать только на нем. Взрослые таким ходом не только сформировали запрет, но и предложили альтернативу.

Если в семье планируется ремонт в скором времени, есть смысл разрешить детям рисовать на старых обоях. В некоторых семьях такое практикуется.

Всегда лучше подумать, а действительно ли нельзя, может, в этой ситуации все-таки можно.

Как родители сделали мне прививку от тревоги

Тревожность — это самое распространенное психическое состояние у детей. Психические расстройства начинаются рано, с четырехлетнего возраста, и в подростковом возрасте у каждого 12-го ребенка серьезно нарушены способности к взаимодействию с семьей, в школе и со сверстниками.

Эти дети напуганы, обеспокоены, буквально испытывают физический дискомфорт из-за своей тревожности. Им трудно сосредотачиваться на занятиях, отдыхать и веселиться, заводить друзей и делать все те вещи, которые должны делать дети. Тревожность может делать несчастным и ребенка, и родителей, которые видят, как страдает их ребенок.

Наш страх за детей понятен. Но с ним мы отнимаем у ребенка опыт

Поскольку я встречала все больше детей с тревожностью, пришлось вернуться к маме и папе и задать им несколько вопросов. «Почему вы держали меня силой, когда я так боялась делать уколы, и заставляли меня? И зачем рассказывали все эти сказки, чтобы заставить меня пойти в школу, когда я так боялась снова опозориться?»

Они сказали: «Наши сердца каждый раз просто кровью обливались, но мы знали, что другого пути нет. Нам приходилось рисковать, понимая, что ты расстроишься, ради того, чтобы со временем ты свыклась с ситуацией и набралась опыта. Тебе нужно было делать прививки. Тебе нужно было ходить в школу».

Не зная того, мои родители делали мне больше, чем просто прививку от кори. Они также делали мне прививку от тревожных расстройств. Избыточная тревожность для детей — это как вирус и инфекция, даже хуже, учитывая, что многие молодые люди, которых я вижу, имеют по несколько тревожных расстройств, которые проявляются одновременно. Например, у них помимо определенной фобии может быть расстройство, вызванное страхом сепарации, и социофобия.

При отсутствии лечения тревожность в раннем детстве может привести к депрессии в юности. Это также может способствовать развитию наркомании и суицидальных наклонностей.

Мои родители не были терапевтами. Они не знали никаких психологов. Все, что они знали, — это то, что такие ситуации вызывали у меня дискомфорт, но не причиняли мне вреда.

Моя избыточная тревожность навредила бы мне больше спустя время, если бы они позволили мне избежать этих ситуаций, а не научиться справляться с встречающимися трудностями.

По сути, мама и папа применяли свою домашнюю версию экспозиционной терапии, которая является главной составляющей когнитивно-поведенческого лечения тревожности.

Факторы, влияющие на формирование речи и что делать

Экзогенные (внешние) факторы

Проблемы, не связанные с интеллектуальными возможностями ребенка.

  1. Речевая атмосфера в семье. Дефицит общения может привести к тому, что у малыша не возникнет предрасположенности к подражанию. Если родители практически не разговаривают с ребенком, ссылаясь на занятость или усталость, ему просто будет не у кого учиться говорить. Поэтому с первых дней жизни необходимо уделять время общению с крохой.
  2. Особенный психотип ребенка. Малыш знакомится с миром, наблюдает за ним, формирует пассивный словарный запас и осмысливает увиденное.
  3. Искажение речи взрослыми, подражая ребенку. Родители, сами того не понимая, могут серьёзно навредить правильному восприятию речи крохи, искажая слова, излишне применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  4. Педагогическая запущенность. Ситуация, свойственная неблагополучным семьям, в которых ребенку не уделяется должного внимания. При этом часто случаются конфликты, травмирующие детскую психику, драки, ругань.
  5. Гиперопека. Чрезмерная забота родителей о своём чаде, при которой у ребенка нет никакой мотивации к самостоятельной деятельности, в том числе и речи. Крохе незачем проявлять речевую активность, близкие и так с полуслова понимают и выполняют его желания, договаривают фразы, заканчивают предложения.
  6. Психологические травмы. Они могут быть связаны с ранней разлукой с матерью, в следствие различных факторов.

Эндогенные (внутренние) факторы

К ним относятся физиологические особенности организма ребенка, влияющие на речевое формирование.

  1. Проблемы внутриутробного развития (гипоксия беременных, токсикозы, родовые травмы, инфекционные заболевания матери) так или иначе могут сказаться на речевых центрах коры головного мозга малютки и впоследствии повлиять на становление речи.
  2. Нарушение физического слуха. Понижение слухового восприятия влечет за собой недоразвитие речи детей. Бывает, что ребенок реагирует на многие звуки окружающего мира, а частота человеческой речи для него малодоступна.
  3. Органические поражения речевых зон коры головного мозга вследствие родовой травмы или аномалий пренатального периода вызывают полное отсутствие или частичное недоразвитие речи (алалия). Гораздо чаще встречается у мальчиков. В этом случае проявления выглядят различно. В зависимости от локализации поражения. У детей такое осложнение может проявляться либо в полном отказе от вербального общения, либо в непонимании, что от него хотят взрослые.
  4. Недостаточность созревания центральной нервной системы, тормозящее речевое развитие (недоношенные детки).
  5. Дефекты артикуляционного аппарата: подвижность языка, подъязычной связки, тонус мышц губ, лица (помогут в этом вопросе такие специалисты, как логопед и невролог).

Более сложные по структуре патологии, носящие стойкий характер, также могут быть причиной задержки речевого развития:

  1. Интеллектуальные нарушения, представленные первичным дефектом, а нарушение речи, как вторичное проявление.
  2. Расстройства аутистического спектра. При данной аномалии развития, как и во всех других дефектах, речь не является единственным признаком, указывающим на эту проблему. Поэтому ни в коем случае не стоит примерять всё на своего ребенка.

Не нравится учитель

Когда дети знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, а учитель горит своей работой, то они с радостью будут ожидать этих предметов, пусть даже самых сложных. Если же педагог, напротив, вялый, неинтересный или у него предвзятое отношение к ученику — мотивация изучать это предмет пропадает. Кроме того, опыт весеннего дистанционного обучения показал, что проблема плохой успеваемости школьников чаще всего заключается в некомпетентном учителе, который не может мотивировать детей учиться.

Чего делать нельзя

Пытаясь заменить собой учителя, родители стараются сами мотивировать своих детей, уверяя, что, прилагая все усилия к учебе сейчас, он сможет получить высокий статус в будущем.

Но в будущем из таких детей вырастают люди, которые не умеют радоваться жизни. Они делают все исключительно только ради материальных благ. А вот удовольствия от жизни они получать не умеют, ведь не готовы стараться только ради положительных эмоций, не подкрепленных финансовым интересом.

Что делать нужно

В качестве мотиватора к учебе можно использовать маленькие поощрения за каждое оконченное дело. А вот большие награды в виде гаджетов или дорогостоящей одежды лучше приурочить к какому-то празднику, не связанному с учебой. Не стоит также поощрять достижения в учении в денежной форме. В противном случае через какое-то время ставки за обучение вырастут, а ребенок приучится делать все за деньги.

Хорошим «учителезаменителем» будут планеры, ежедневники. В них ребенок может сам расписать, что и какого числа он должен сделать, и если указанные и реальные даты совпадают, вы можете наградить его мини-подарочком или дополнительным отдыхом.

Комментарии

Плачет

6. Ребёнок плачет всё занятие без видимой причины. Вроде смотрит-смотрит, и опять в слёзы. Очень тяжко мамочкам приходится, если ребёнок выбрал такой способ адаптации. Смотришь на кроху, а у него слёзы в глазах. Хочется сказать: да зачем мне всё это, что мучить ребёнка? И уйти. 

Для этого не торопитесь: пусть не делает ничего. Обнимите малыша и смотрите, комментируйте. Этого достаточно, через несколько занятий ребёнок сам попросится присоединиться к наиболее понравившемуся виду деятельности. Обычно детки, которые в начале тихо плачут, дальше занимаются хорошо. 
 
Просто нужно понимать, что пережидая этот период, мы ребёнка не мучаем, а помогаем. Помогаем адаптироваться в социуме, мамина задача сделать эту адаптацию наиболее мягкой. 
 

Железная дисциплина

Железная дисциплина и постоянные запреты. Все должно быть сделано по правилам, исключения и отклонения от нормы не принимаются. За любую провинность применяются все меры наказания. Одним словом – «армейская муштра».

Иногда положение детей в такой семье становится просто невыносимым. Выполнять все требования отца или матери безукоризненно, при этом быть успешным и инициативным ребенком просто невозможно.

В семье с железной дисциплиной редко можно услышать похвалу, которая, как правило, подталкивает к желанию стать лучше. Ребенок слышит в свой адрес постоянные нелестные замечания. Он уже давно смирился с тем, что он плохой во всем и заслуживает только нареканий.

Если ребенок не может достигнуть уровня, который к нему постоянно предъявляется, результатом станет замкнутость и непослушание, когда он будет норовить сделать назло родителям. Еще чаще дети поступают так в школе: чем больше учитель кричит и требует, тем больше дети непослушны и делают наоборот.

Что влечет за собой железная дисциплина в семье сегодня и в будущем:

  • Страх перед людьми власти (на работе и дома).
  • Заниженную самооценку.
  • Замкнутость.
  • Безынициативность.
  • Склонность к обману, мстительности и насилию.
  • Уход из семьи (ранние браки, выезд в другой город, проживание отдельно от родителей).

Избегайте пустых угроз

Объясняя свои запреты, никогда не врите и не преувеличивайте (например, «Будешь ловить снежинки ртом, у тебя горло и живот заболят»). Бесконечные запугивания в духе: «Если ты сейчас же не прекратишь…, тебя дядя милиционер заберет/ я тебя тут оставлю/ я тебе больше никогда ничего не куплю» вредны со всех сторон. Если малыш в них поверит, то сильно испугается. Но скорее всего, ребенок быстро поймет, что эти угрозы ничего не стоят, и вообще перестанет предавать значение слову «Нет».

Куда лучше угроз работает положительное подкрепление: «Как только ты соберешь игрушки, мы пойдем гулять» или «Если ты не будешь мне мешать, я быстро доделаю свою работу, и мы сможем вместе поиграть».

«Пощупать» числа и понять абстракции

Я правильно понимаю, что для ребенка очень важным этапом является абстракция?

— Да, этот этап надо во что-то превратить. Скажем, покажи, сколько выпало на одной руке, если хватит (не шесть). Покажи, сколько пальцев на одной руке, а теперь — сколько на другой, а потом сложи, сколько всего вместе. 

Знаете, что дети делают чаще всего? Они носом в этот момент начинают пересчитывать все пальцы. Причем взрослые ужасно удивляются и говорят: «Почему ты не начал с пяти? Почему ты начал пересчитывать с первого пальца?» Ребенок тогда недоумевает, что от него хотят. Он точно знает, что если начать пересчитывать с одного, ответ будет правильный, а если начать сразу с пяти, кто его знает, может, и неправильно будет. 

Поэтому мы даем много задач, в том числе, счет на пальцах, потому что если какое-то безобразие нельзя прекратить, его надо возглавить.

Если дети все равно считают на пальцах, давайте мы им поможем делать это по-разному.

То же самое «8» можно показать как «5» и «3», а можно как «4» и «4». 

Показать то же самое число на пальцах по-другому — это очень сложная для многих первоклассников задача. Взрослым кажется, что ребенок у них уже двузначные числа отлично понимает. Как показать 8, но не одному, а вдвоем. 

Во многих учебниках весь сентябрь и октябрь дети учат числа до пяти. Ребенок, этот урок про цифру «1» — одно яблочко, одна елка, один грузовик. Отметь все картинки, где чего-то по одному. Но 1, 2, 3 дети, как правило, в три-четыре года точно знают. Поэтому гораздо более осмысленно все числа до 5 проходить два урока, а потом оставшееся время потратить на 6, 7, 8. Потому что наверняка взрослые до сих пор помнят, какие примеры из таблицы умножения было сложнее всего учить — шесть на что-нибудь, семь на что-нибудь и восемь на что-нибудь. 

Со сложением — та же история. Дети чаще ошибаются не там, где надо добавить один или два, а там, где надо добавить 6, 7, 8. Так и поиграйте с 6, 7, 8 подольше. Если вы хотите помочь ребенку с арифметикой, придумывайте такие задания, где будет много этого 6, 7, 8. Или мы с вами обсуждали про вагончики, и два раза кидали кубик — возьмите и три раза киньте кубик. Выпало 6 красных вагончиков, 3 синих, 4 зеленых. Это еще одна штука, к которой дети очень быстро привыкают в школе, что пример — это обязательно из двух слагаемых. Мы попробовали собрать восемь, но уже не на двух, а на трех руках — уже тяжело. 

Нет кубика, возьмите просто карточки с каким-нибудь количеством точек, только не с цифрами написанными, а с количеством, которое можно пальчиком пересчитать. Любые карты от какой-нибудь детской карточной игры, «Турбосчет», да какой угодно. 

Пример задания: возьми любые карточки и запиши, сколько всего зверей. Сам выбери, какие три карточки ты возьмешь, три разные, но чтобы можно было пальчиком потыкать и все потом вместе пересчитать. Чтобы ребенок понимал, что эти примеры соотносятся с каким-то количеством, которое мы видим, что это не только чистая абстракция. Что мы знаем, как с этим быть потом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.