Варианты развития творчества у детей

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо — среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу Эйнштейна о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Наш опыт или Немного о том, как мы полюбили рисовать

Как я уже говорила, до рождения дочери я всегда была уверена в том, что рисовать не умею, и потому всячески избегала рисования. Признаться, это очень неудобно, когда не можешь при необходимости элементарную картинку изобразить, и потому мне очень хотелось, чтобы дочь избежала моей участи. Когда я заметила, что Таисия начала проявлять первые признаки осмысленного рисования, я стала активно предлагать ей изображение простых картинок – домиков, солнышек и т.п., искренне веруя в то, что подобными действиями я стимулирую развитие ее художественных навыков.

Иногда Тася, конечно, соглашалась, но чем дальше, тем больше она противилась шаблонным рисункам и упорно выводила каракули. Меня, как человека тогда еще ничего ведавшего о принципах свободного рисования с детьми, это очень расстраивало, и я приговаривала что-то вроде «Ну что ты все непонятности какие-то рисуешь, давай нарисуем то-то и то-то». В итоге Таисия стала вообще отказываться от рисования со словами «Не умею», «Не хочу».

И только когда дочери было 2 года 8 месяцев, мне, к счастью, попалась чудесная книга Марины Озервой «О детском рисовании», которая в корне переменила мое отношение к рисованию и указала на все мои ошибки. Помню, как вдохновленная идеями книги, я взяла на прогулку ведерко с мелками и предложила дочери нарисовать закалякушки, какие ей только заблагорассудится. На что она спросила меня: «Мама, а тебе понравится?». На меня как ушат холодной воды вылили. Как же мне тогда было стыдно! Ведь и правда, ограничивая ее в рисовании каракулей и предлагая свои заезженные шаблоны, я, по сути, критиковала ее творчество!

В общем, тогда-то и началась новая ступень в нашем совместном рисовании. Я напрочь убрала из творческих занятий изображение каких-либо образов и добавила много новых материалов и экспериментов. Мы рисовали ватой, губками, льдом, машинками и т.д. Одним словом, впустили творчество в нашу жизнь.

Признаюсь я, человек, всю жизнь, считавший себя нетворческим, загорелась так, что не остановить. У меня и у самой пропал страх перед чистым листом и боязнь «что не получится». А у Таси медленно, но верно вновь просыпалась творческая искра, данная каждому из нас от природы. Вот такой способ рисования придумала она сама (это специальные мелки для ванной):

Примечательно, что у Таси, которая ранее была приучена к рисованию шаблонного человечка (с туловищем, руками и ногами) после череды вот таких свободных занятий, стали появляться те самые , о которых так много говорят психологи. Для меня это стало лучшим сигналом того, что мы вступили на правильный путь.

Сейчас Таисии 4 года 8 месяцев, и я с уверенностью могу сказать, что больше всего дочь любит именно рисовать. Заберите у нее любую игрушку, она и не заметит, но если пропадет один из карандашей, то все, нет покоя всей семье

Завтрак принцессы, 4 года 8 мес

Я обязательно напишу статью (и, наверно, даже не одну) с различными вариантами нетрадиционного рисования с малышами

А пока благодарю за внимание и до скорой встречи. Подписывайтесь на обновления блога , Инстаграме,

Подписывайтесь на обновления блога , Инстаграме, .

Искренне ваша, Яна Разначенко

Этап 3. Поделки с приклеиванием элементов на конкретные места

Теперь для малыша предстоит задание посложнее, ему нужно не просто приклеить элемент аппликации, но еще и попасть на конкретное место. По моему опыту, к таким поделкам нужно переходить не раньше 1,5 лет. Но все, конечно, индивидуально.

Первое время на листе-основе рисуйте контуры тех предметов, которые будете приклеивать. Так ребенку будет проще понять, что должно получиться. Затем постепенно можно переходить к приклеиванию без контуров.

Итак, вот несколько чуть более сложных поделок с детьми 1-2 лет:

Гусеница. Склеиваем гусеницу из кружочков. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо гусеницы. Чтобы облегчить задачу, можно наклеивать кружочки на шаблон — СКАЧАТЬ ШАБЛОН.

Снеговик из ватных дисков. Шапку-ведро заранее вырезаем из цветной бумаги. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо.

Одуванчики из ватных дисков — СКАЧАТЬ ШАБЛОН.

Воздушные шарики. Малыш приклеивает только воздушные шарики к готовому рисунку. СКАЧАТЬ ШАБЛОН.

Дом из блоков

Елочка из треугольников. Наклеиваем треугольники один над другим.

Дом с окнами. Приклеиваем к дому окна-квадраты. Можно также сделать дверь. СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Машина. К силуэту машины приклеиваем окошки, колеса, при желании — фары.

Разрезанные картинки из журналов. Вы можете вырезать из журналов картинки, разрезать их на крупные, понятные малышу части, а затем склеить их вместе с ребенком. Например, можно вырезать машину, лицо или фигуру человека полностью.

Расставляем игрушки на полочку. Идея аппликации из пособия «Это может ваш малыш. Наклей картинку»

Снежное дерево из салфеток. Идея аппликации из пособия «Мои первые шедевры»

Светофор. Идея аппликации из пособия «Мои первые шедевры» — СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Кстати, идеи поделок на новогоднюю и зимнюю тематику можно найти ЗДЕСЬ.

В своих творческих занятиях вы можете также использовать различные пособия. В них есть много готовых идей, перед занятием нужно будет только вырезать все необходимые детали либо использовать готовые наклейки. Мы, например, использовали такие издания:

Это может ваш малыш. Бумажные аппликации (Ozon, My-shop, KoroBoom)

Это может ваш малыш. Бумажные крошки (Ozon, My-shop, KoroBoom)

Аппликация. Мишутка и его друзья (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Развивающие наклейки для малышей. Форма (Ozon, My-shop, KoroBoom)

И в заключение хочется сказать еще про один очень важный момент. Одним из основных принципов всемирно известной методики Монтессори является предоставление ребенку как можно большей свободы и самостоятельности. И это вовсе не значит, что нужно предоставить ребенка самому себе «Иди, играй как хочешь!». Это значит, что малыша нужно научить играть так, чтобы он смог впоследствии делать это самостоятельно. Чтобы сам смог подготовиться игре, сам умел обращаться с материалами, сам смог и убрать за собой. Поэтому, когда вы занимаетесь с малышом творчеством, обязательно сразу приучайте его к определенным правилам.

У нас, например, такой порядок: сначала вместе идем стелить на столик специальную скатерку (это может быть и дощечка для лепки), потом достаем из нашего «творческого» шкафчика все необходимые принадлежности (клей, альбом, цветную бумагу). После работы в обратной последовательности все раскладываем по местам. Применяем такие правила с 1 года 3 месяцев. Сейчас, спустя год, могу сказать, что дочь все порядки хорошо знает (хотя она их уже и через месяц усвоила) и выполняет без каких-либо сопротивлений. Бывают случаи, когда без напоминания сама убирает за собой, но в основном с напоминаем, конечно.

Желаю вам и вашему малышу творческих успехов! Надеюсь, вам пригодятся наши идеи поделок. Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите Инстаграм, , .

Искренне ваша, Яна Разначенко

Думаю, вам также будет интересно почитать:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген лишнего веса. Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что творческое мышление, как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Как организовать зону творчества дома

Занятия творчеством по Монтессори достаточно сильно отличаются от традиционных. Вот несколько принципов, которых мы рекомендуем придерживаться при организации пространства и наборов для творчества.

Размещайте материалы для творчества в свободном доступе ребёнка. Расставляйте их аккуратно и удобно для малыша. Каждому набору нужно отвести его место, расположить на отдельном подносе или в корзинке, карандаши поставить в стаканчики.

На подносе должно быть всё необходимое, чтобы выполнить процесс от начала и до конца

Если вы не решаетесь дать ребёнку краски или клей, то храните их вне доступа — например, на верхних полках. Чтобы ребёнок сам мог выбрать активность и попросить вас. Но постепенно двигайтесь к максимальной автономии.

Выбирайте по возможности натуральные и качественные материалы для творчества. Отдавайте предпочтение солёному тесту, глине, природным материалам. Лучше купить несколько дорогих карандашей, чем много дешёвых, которые будут ломаться и давать блёклый цвет.

Выбирайте такие материалы, чтобы вам было спокойно, если ребёнок их лизнёт. Поощрять поедание краски горстями не нужно, а чуток попробовать — дело житейское. Тесто можно сделать самим из муки и соли, краски — тоже можно использовать специальные, более «съедобные». Но ими, как правило, хуже рисовать кисточкой и они надушены какими-то подозрительно вкусными запахами. Поэтому мы предпочитаем всё-таки гуашь. Она не ядовита в небольших количествах, хоть и несъедобна. И не вкусная — попробовав раз, ребёнок не захочет повторить.

Размещайте наборы для творчества на отдельной полке, отдельном стеллаже или на части полки рядом с игрушками. Достаточно будет двух-трёх материалов, которые можно менять раз в пару недель, в зависимости от интереса малыша. Также пригодится мольберт, под ним можно подстелить клеёнку или моющийся коврик. Главное, чтобы он был по росту малыша. Если мольберт слишком высокий — подпилите ножки. Хорошо, если будет низкий стол и стул, чтобы ребёнок мог сесть и полепить или порисовать.

Проводите презентацию материалов для творчества. Ребёнок должен знать, где и как взять материал, куда поставить, ход работы с материалом и способ уборки после завершения работы. В самом начале мы проводим краткий инструктаж: «Это кисточка. Можно вот так ею набрать краску и рисовать (проводится линия). Рисуем на бумаге, на стене не рисуем». Потом кисточка отдаётся ребёнку. А в конце занятия мы показываем, куда и как убрать материалы.

Если ребёнок начинает использовать материал не по назначению (есть краски или кидаться глиной), то лучше убрать его на несколько недель и предложить позже.

Перед началом занятий предлагайте ребёнку надевать фартук. Кроме практических целей — не заляпать одежду краской, клеем или тестом, — этот ритуал как бы говорит малышу, что сейчас будет происходить что-то особенное. Выбирайте простой фартук: с одной лентой, которую ребёнок сможет закрепить липучкой.

Избегайте шаблонов и заранее заданных тем. Творчество для ребёнка до 3 лет — это прежде всего самопознание, исследование своих возможностей и материала. Здесь процесс важнее результата, поэтому ребёнок выбирает сам тему для творчества, не нужно никаких шаблонов и образцов.

Не стоит пытаться «нарисовать домик» или научить делать ёжика из пластилина. Это приводит к тому, что дети перестают исследовать, убеждаются, что они так ещё не могут и либо совсем теряют интерес, либо переключаются с рисования кисточкой на рисование взрослым. Поэтому когда показываете, как пользоваться материалом, делайте простые действия — например, завиток или линию вместо цветочка.

Существуют материалы для творчества в рамках проектов, где тема творчества достаточно ограничена, например, вырезание снежинок к Новому году или рисунки бабочек весной. Но и тут следует давать ребёнку возможность самому выбирать цвета и узоры.

Мы не критикуем работу ребёнка, но и не хвалим чрезмерно. Лучше предоставить ребёнку самому решать, нравится ли ему созданное им. Мы можем давать обратную связь, описывая, что видим на рисунке: «Я вижу, ты нарисовал жёлтую линию», «Красная линия получилась ярче синей».

Каждая работа подписывается самим ребёнком или взрослым, если ребёнок не умеет писать. И помещается на специальную стену или доску. Можно натянуть вдоль стены верёвку и прикреплять к ней работы прищепками.

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать

Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

Волшебные макароны

Детские творческие занятия можно и нужно разнообразить. Очень просто сделать это, меняя поделочный материал. Огромный простор для фантазии дает использование круп, макарон. Для элементарных произведений из них понадобятся лишь краски, клей, бумага или картон, ножницы, кисточки.

Узорная шкатулка

Самостоятельно заниматься ее изготовлением может даже маленький ребенок. Помощь взрослого понадобится лишь на начальном и финальном этапах (и то не всегда). Для первой шкатулки не стоит выбирать большой размер.

Процесс таков:

Взять небольшую картонную коробку. Если такой под руками нет — склеить ее. Картон должен быть довольно плотным.

Подобрать макароны, вермишель, спагетти разных форм и размеров.
Обклеить ими все стороны коробки, исключая низ, чередуя расходники. Это можно делать, ориентируясь на любой узор либо создавая его самим. Во втором случае наклейку лучше начинать с больших макаронин

Параллельно можно использовать бусинки, пуговицы, стразы.
Нужно следить, чтобы по бокам оставалось место для свободного открывания-закрывания крышки (неважно, съемная она или нет).
Раскрасить элементы в разные цвета или согласно готовому рисунку, который был взят за основу.
После высыхания покрыть поделку обычным бесцветным лаком. Можно использовать и лак для волос.

Макароны можно сделать цветными заранее. Для этого понадобятся пищевые красители. Но до начала работы заготовки должны полностью высохнуть.

Сказочный домик

Детки возьмутся за него с удовольствием. Особенно если объяснить им, что здесь поселится любимый сказочный герой. За основу дома можно взять шкатулочную заготовку, но есть и более интересный путь:

  1. Длинные макароны аккуратно разделить так, чтобы получились заготовки нескольких размеров. Они нужны для крыши, стен, оконных и дверных проемов.
  2. Строить нужно начиная снизу, выводя первый уровень периметра.
  3. Торопиться не следует. Каждый уровень надежно проклеивается и высушивается.
  4. Особую аккуратность нужно проявить при формировании окон и двери. Под окна пока оставляются проемы, а на дверной проем (с одной стороны изнутри) приклеивается картонная дверь.
  5. Оконные проемы заклеить изнутри слюдой. Снаружи к ней можно прикрепить тонкие вермишелины рам.
  6. Далее выкладывается крыша. Труба делается из самой толстой макаронины.
  7. Остается раскрасить домишко в яркие цвета.

Из таких бревнышек можно сделать у домика колодец, а из более тонких вермишелек — заборчик. Получается красиво. Единственный недостаток заключается в хрупкости строения.

Вместе с макаронами можно использовать различные крупы. Хорошо в поделках выглядят пшено и рис. Ими можно изображать снег и дождь, листочки, применять их для дополнительных узоров.

«Программирование тоже невозможно без творчества»

Олег Михеев: занимается технической поддержкой оборудования центров обработки данных. Папа Софии (13 лет) — в детском театре с 5 лет.

— Я считаю, что занятие творчеством — это одно из самых важных предназначений человека. Программирование также невозможно без творчества, как и многие другие профессии.

Больше всего мне нравится возможность привнести личные находки в процесс создания постановки. Отрадно, что преподаватели и постановщики театра прислушиваются ко мнению воспитанников.

Я рад тому, что мой ребенок приобретает навыки в том, чему не учат в школе, получает удовольствие от результатов своих усилий и всего коллектива в целом. Мне нравятся как идеи добра, мира и дружбы, пронзающие все представления театра, которые я наблюдаю на протяжении восьми лет, так и форма их воплощения на сцене. Мне очень нравятся красивые и добрые рождественские балы, в которых родители не только получают удовольствие от выступления своих детей, но и сами принимают активное участие.

Я и сам очень люблю петь. К сожалению, результаты нравятся только мне.

Фото: из личного архива героев.

Эта публикация подготовлена в партнёрстве* с Академией мюзикла «Ревю», старейшим детским музыкальным театром Беларуси, отметившему в этом году 20 лет. Специально для родителей — читателей dev.by — академия мюзикла приглашает детей записаться на бесплатный пробный урок.

Что такое партнёрский материал?

ЧУП «Хобби-центр «Ревю»  УНП 190846974

Веселое рисование

В этом занятии важно отойти от рутины. Вряд ли очень заманчивыми можно сделать для ребенка очередные солнышко, ромашку или грибочек

Найти интересные идеи для детей не так трудно, даже если использовать совсем обыкновенные вещи.

Хлоп-хлоп и топ-топ

Занимательное занятие для малышей и их родителей. Понадобятся бумага, краски (можно взять специальные «пальчиковые», но подойдут и обычные акварельные), кисточки, емкость с водой, полотенце или салфетки.

Пошагово занятие выглядит следующим образом:

  1. Нанести на ладонь (можно и на обе) краску.
  2. Другими цветами выкрасить пальчики.
  3. Сделать отпечатки на бумажном листе.
  4. Подобным же образом раскрасить ступни и «отпечатать» их.
  5. Посмотреть, как получается лучше, сочетания каких цветов выглядят привлекательнее.
  6. Продумать, сколько и каких отпечатков понадобится для создания большой картины (или что нужно дорисовать к отпечаткам).
  7. Дорисовать и «допечатать» произведение искусства (перед сменами красок руки и ноги нужно мыть и вытирать).

Таким нехитрым способом можно нарисовать лес, елочку, зимние узоры, змею, ежика, гусеницу, цветочную поляну. Рисунки точно будут неповторимыми. Даже если малыш сначала просто повозит пальцами по холсту, а потом вы поможете с сюжетом.

Декупаж бумажных или пластиковых тарелок

Нет большой разницы, какие тарелки взять. Просто к ним понадобятся разные краски (акварельные или акриловые) и клей разной устойчивости. Технология работы с такой посудой мало чем отличается.

Сделать из тарелок можно любую картину:

  1. Расписать тарелку по ободку. Серединку разрисовать, используя любой эскиз (рисунок можно заменить аппликацией).
  2. Выполнить красками цветочную, узорную или однотонную рамку. Внутрь приклеить фотографию ребенка или тематическую картинку. Покрыть оставшееся пространство красками, немного заходя на центральное изображение.
  3. Вырезать из тарелки маску, какую-либо фигуру (зайца, кошки) и раскрасить ее в подходящие цвета. Для глаз, усов, хвоста использовать пуговички, бусинки, веревочки.
  4. Двухслойный панорамный рисунок. Первый слой — большие дома, облака. Он приклеивается полностью. Второй — дома поменьше, деревья, скамейки, автомобили, прохожие. Приклеивается он до половины снизу. Затем можно добавить красок, но такая панорама будет хороша и в двух-трех цветах. Ободок исполняется в зависимости от темы картины.

В рисовании ребенку есть где проявить фантазию, переложить на бумагу свои мысли и эмоции. На первых этапах оно не требует особых навыков. Если же мальчик или девочка заинтересуются процессом, может быть, займутся в дальнейшем живописью. Ведь все эти занятия помогают выявить творческие способности малышей.

Оригинальные произведения придутся к месту и на выставке творческих работ в детском саду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.