Почему ребенок врет

Почему дети врут

Ложь родителям часть связана с тем, что взрослые предъявляют к детям определенные социальные требования, чего-то от них хотят.

Взрослые хотят от детей:

  • чтобы дети нормально учились
  • вели себя хорошо
  • соблюдали социальные нормы

Классическая ложь относится к домашним заданиям, сделанным урокам, работам по дому. Любые дети врут любым родителям относительно своей школьной успеваемости, относительно того, что им задано, что им не задано. Дети просто хотят, чтобы родители оставили их в покое.

Детям, особенно подросткам, не нравятся эти требования. Они очень чувствительны к любым видам принуждения и давления. Для старшего школьника и подростка любые требования априори болезненны и травматичны. И  конечно, это порождает большое количество лжи.

Обычно объяснение необходимости родительских требований, предоставление ребенку альтернатив возможного поведения и развития событий несколько смягчает этот конфликт, но не устраняет его окончательно.

В других случаях дети хотят получить что-то, в обмен на определенные поступки со своей стороны. В результате они лгут чтобы не выполнять свою часть договора.

Например, поиграть в компьютерные игры в обмен на помощь по дому, или получить сладкое после того, как съест суп. Ребенок может пытаться получить то что ему положено по договору не исполнив обязательств. Например говорит: «Я потом почитаю, помою посуду, сначала поиграю». Потом дело до исполнения своих обязательств может и не дойти.

Или пытается обмануть, что уже сделал то, что он него требовалось, например: «Я уже съел суп, поэтому взял конфету».

Часто дети лгут чтобы казаться успешнее, умнее, красивее. Врут о своих достижениях. Это вранье является следствием неуверенности в себе, сложностях в построении отношений со сверстниками, недостатка внимания и признания.

Дети неизбежно врут. т. к. находятся в заведомо не равных и вынужденных условиях, не добровольно по сравнению со взрослыми. Отношения между родителями и ребенком строятся по типу зависимости: старший-младший. В результате этого дети не могут не врать в определенных ситуациях.

Даже в семье, где родитель кроме правил и «должен» дает еще другие альтернативы ребенку, возникают ситуации, когда альтернативы невозможны. Невозможно вообще не чистить зубы или всегда есть сладкое вместо обеда, вообще не делать уроки, все время играть в компьютерные игры. Ребенок просто не хочет делать то, что «надо» и все. И его можно понять. «Надо» — часто не очень приятное занятие.

Ребенок не может или не хочет учитывать последствия этого в силу своего возраста и отсутствия опыта. Любые ограничения вызывают много фрустрации. Для того чтобы справляться с этим напряжением нужна зрелость нервной системы и навык. У ребенка, как правило, с этим сложности.

Если ребенок может поговорить с родителями о том, что ему не хочется делать, если родители вместе с ним будут искать решение в этой ситуации, это сильно снизит необходимость во лжи.

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

Вы можете задать их нашему психологу в скайпе онлайн:

Различия лжи и фантазии

В начале 90-х профессор Пол Экман написал книгу под названием «Психология лжи», в которой всесторонне исследовал этот феномен. По мнению автора, ложь – это действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды. Фантазия – это нечто совершенно другое. Она позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью.

Когда ребенок фантазирует, придумывает несуществующих зверей и птиц, говорит, что видел сказочных героев, не спешите его разубеждать или комментировать сказанное. Выслушайте ребенка, попросите его проиллюстрировать свои выдумки. Порой грань между ложью и фантазией очень тонкая, но она есть. Одна всегда влечет за собой неприятности и проблемы, другая – делает мир прекраснее.

Причины детской лжи

Но на этом список причин детской лжи не заканчивается. Также сюда можно отнести:

• желание ребенка не быть наказанным;

• желание привлечь внимание к себе;

• наличие каких-либо проблем, которые необходимо решить;

• уход от стрессовых ситуаций;

• взрослые или дети подают такой пример.

Дети до 6 лет часто сочиняют разные истории, всеми силами пытаясь доказать, что это правда, и сами верят в них. Это, как правило, происходит из-за детской неспособности проводить границы между вымыслом и реальностью.

По сути, эти истории не являются ложью, а, наоборот, показывают то, насколько у ребенка развито воображение. Но если и после 6 лет истории продолжают появляться с такой же регулярностью, а четкая грань между правдой и ложью так и не появилась, то это сигнал для родителей, что следует выяснить причины таких фантазий и попытаться с ними справиться.

Если ребенок уже перешагнул семилетний рубеж, а ложь осталась, и все внутренние резервы уже исчерпаны, то это может говорить о том, что у него существуют какие-либо проблемы, поэтому уже теперь необходима помощь профессионального детского психолога.

Методы коррекции лжи у детей

Чаще всего бывает, что с проблемой лжи начинают работать, когда факт налицо: ребенок начал врать.

Главное в этом случае – не совершать необдуманных действий. Если вы выяснили, что приемный ребенок вам соврал, и начали на него кричать, или – заплакали – решить проблему вряд ли удастся. В будущем он будет лгать вам снова и снова, чтобы не видеть негативной реакции. Если вы не хотите, чтобы ребенок постоянно обманывал, научитесь «держать лицо» в любых ситуациях и выслушивать самую неприятную правду.

Разговаривая с детьми, следите за своей позой и жестами. Будьте открытыми к диалогу. Всегда говорите, что любую проблему проще решать вместе.

Если ложь была не для сокрытия дурного поступка, а для самоутверждения – выясните, ради чего соврал приемный ребенок. Чтобы его считали самым сильным? В таких случаях малыша лучше отдать в спортивную секцию. А если имеются противопоказания по здоровью, займитесь развитием его творческих способностей: умения петь, танцевать и так далее. Помните, если ребенок, придумывает себе особые способности, – он скорее всего недохваленный.

Может случиться и так, что справиться с проблемой лжи раз и навсегда не получится. В любом случае следует помнить, что у родителя любовь к ребенку безусловна вне зависимости от того, родной он или приемный, его успехов в школе, роста, веса или цвета глаз. Она не зависит от его характера или недостатков. Младшие члены семейства не должны бояться своих родителей. В семьях, где отношения построены на любви и доверии, во вранье попросту нет смысла.

Елена Кононова

Когда ребенок врет

«Меня на самом деле беспокоит моя восьмилетняя дочь, – сказала мне недавно мать Карен. – Она все время врет, и я не могу понять, когда она говорит правду. Мы снова и снова говорили Карен, что в любом случае, что бы она ни сделала, мы ее простим, но только пусть она не лжет, а если мы узнаем, что она обманывает, обязательно ее накажем».

Это звучало логично, но я решила побольше узнать об отношениях родителей и девочки. Мать убеждала меня, что Карен очень умная и во всем остальном в ее поведении нет никаких отклонений от нормы. Но, когда я спросила, много ли времени они уделяют Карен, женщина призналась, что она и муж последние годы очень напряженно работали и возвращались домой, когда дочь уже спала. «Но мы всегда завтракали вместе, — поспешила добавить она, — и старались проводить с ней большинство выходных дней».

«Давайте говорить откровенно, — попросила я. — Если Карен говорит правду, ничего не происходит. Но когда она врет, на нее начинают кричать. Это так?» – «Да, — ответила мать. — Мы действительно начинаем корить ее за ложь, суетиться… Вы предполагаете, что она именно этого хочет – нашего внимания?»Матери казалось невероятным, что Карен предпочитает, чтобы ее лучше отшлепали, чем проигнорировали. С точки зрения Карен, наказание может быть небольшой ценой за то, чтобы быть центром внимания, особенно если это единственный способ привлечь его. Логика поступков и действий детей часто непонятна взрослым, и они не могут объяснить, почему ребенок поступает так, а не эдак.

За 40 лет моей работы с родителями, бесед с ними я не могу вспомнить ни одного случая, когда причину вранья нельзя было бы объяснить. Это не значит, что ложь надо признать нормальным явлением, но надо ее прежде понять, а потом пресечь.

Ребенку требуется много времени, чтобы понять разницу между реальностью и фантазией; у детей преобладает стремление разрешить реальные проблемы фантастическими способами. Вполне нормально, если трехлетний ребенок отрицает, что он пролил молоко, и говорит: «Это Тимми сделала» (Тимми – это воображаемая белка, которая все время попадает в неприятные ситуации). Похоже, что это неплохая защита от взрослых, и трехлетний малыш, очутившийся между смутными мирами фантазии и реальности, не совсем уверен, что Тимми не сделала этого, что она на самом деле не существует.В таких случаях родители могут сказать: «Ты плохой ребенок, потому что обманываешь нас», и ребенок действительно почувствует себя недостойным любви. Или вы можете сказать: «Я полагаю, тебе хотелось бы, чтобы Тимми сделала это, потому что ты жалеешь, что так случилось», — и больше не возвращаться к этому. Второй подход намного правильнее, поскольку в словах взрослого заключена правда.

Мотивы, по которым врут дети, не имеют ничего общего с аналогичными мотивами у взрослых. Они связаны с развитием сознания детей. Нам следует помнить, что пока ребенку не исполнится семь лет, он путает, что происходит на самом деле, а что – понарошку. Их страхи, сны, реакции на сказки часто более сильны, чем на события повседневной жизни. Играть в «пожарного» или «милиционера», в «маму» или «папу» часто более реально, чем быть «настоящим» Джонни или Сюзи.

Играя, наблюдая, общаясь со взрослыми, дети постепенно начинают проводить четкое различие между правдой и вымыслом. Они все меньше идут на поводу у собственных побуждений и начинают управлять желаниями, вызывающими к жизни фантазии. Воображение – один из самых ценных жизненных даров, и не следует его разрушать, необходимо только направить его в надлежащее русло. «Это замечательная история, дорогая, — можете сказать вы, — давай запишем ее, а ты сможешь нарисовать к ней картинки». Или: «Я знаю, как тебе хотелось, чтобы в воскресенье мы поехали на озеро, но мы не поехали, и не надо говорить подруге, что мы там были, только потому, что она ходила в цирк. Ведь ты хочешь, чтобы она тебе верила».

Как реагировать на детское вранье: инструкция для родителей детей старше 6 лет

Сперва поговорим о детях старше 6 лет — о тех, кто за год-полтора своей жизни уже не только «научился» врать, но и как следует попрактиковался в этом ремесле. То есть о детях, которые врут уже вполне осознанно и по определенным мотивам.

Как правило, детям совершенно незачем врать, если их родители – адекватные, любящие, терпеливые и понимающие. Чем более теплые и доверительные отношения в семье (не только между детьми и родителями, но и вообще между всеми домочадцами), тем более искренние, честные и открытые дети в ней растут. Помните, чтобы ни случилось, вы должны всегда быть на стороне ребенка, а не в контрах с ним. Если ребенок видит в вас защиту, комфорт, душевное тепло, опеку и заботу, то у него просто не будет повода вам врать – это тоже вписывается в концепцию «инстинкта» самосохранения его личности. 

Если вы видите и осознаете причину, по которой ваш малыш превратился вдруг в подобие Пиноккио – нет другого способа заставить его прекратить врать, кроме как устранить эту причину. И зачастую это требует изрядных усилий именно с вашей стороны.

  • Если ребенок врет из-за страха наказания, научитесь правильно и адекватно наказывать. Прекратите намеренно стыдить ребенка, отчитывать его сверх меры, критиковать, а также не стоит возлагать на ребенка свои амбиции и чаяния. Иными словами, ребенок может грубо и постоянно врать вам обо всем на свете только лишь потому, что вы грезите вырастить из него второго Нуриева, а ему на самом деле нравятся паровозы.
  • Никогда не пытайтесь намеренно поймать ребенка на лжи – это провокационное поведение отнюдь не добавит доверия и теплоты в ваши отношения.
  • Не врите сами! Задумайтесь однажды на тем, а как часто вы сами врете своему ребенку? Врете о том, почему вы не покупаете ему новую игрушку или новые кроссовки; о том, почему ему нельзя ходить гулять в соседний район; о том, куда полгода назад исчезла бабушка и т.д.  Или демонстрируете ему свою ложь: «Пожалуйста, сними телефон и скажи, что меня нет дома»… И ведь заметьте – вы-то сами в этих ситуациях ловко находите оправдание своему вранью и не испытываете чувства вины перед ребенком… Так почему же тогда ребенок должен нести ответственность, если врет вам?
  • Никогда не упускайте случая искренне восхищаться своим ребенком – его победам и успехам, его творческим попыткам (рисункам, танцам, пению), его сообразительности и послушанию. И точно так же — поддерживайте ребенка при неудачах. И не только на словах! Если у малыша не идет с математикой – приободрите его, а потом посвятите пару своих вечеров изучению математики за 3 класс, плечом к плечу со своим ребенком.

Пеленки: за и против

Педиатры заметили, что при тугом пеленании новорожденным может быть труднее дышать, а освобожденный от «пут» ребенок принимает определенную позу, прижимая к себе ножки и ручки. Эта физиологически правильная поза наиболее удобна для новорожденного: именно в таком виде он пребывал на протяжении девяти месяцев до родов. Так что некоторые доктора сейчас говорят, что тугое пеленание не нужно. На вопросы о том, обязательно ли пеленать новорожденных, обычно отвечают отрицательно либо рекомендуют пользоваться «свободной» техникой пеленания. В этом случае ребенок может свободно шевелить ручками и ножками, принимая комфортные ему позы.

Почему нужно пеленать детей, если это физиологически неправильно? Сторонники метода называют немало плюсов от пеленания новорожденных.

  • На пеленках нет швов, пуговиц, резинок и прочих деталей, которые могут натереть кожу младенца.
  • Пеленки помогают экономить. После родов семейный бюджет, как правило, несколько проседает, так что двадцать пеленок и несколько распашонок, в которых ребенок может комфортно спать до полугода — это солидная экономия. Ведь зачем покупать одежду, которая через некоторое время будет уже маленькой.
  • Несколько слоев пеленочной ткани удобнее и теплее, чем несколько слоев одежды: внутри такого кокона поддерживается оптимальная температура.
  • Для слабых или недоношенных детей пеленки — способ поддержать связочный аппарат. До какого возраста в этом случае пеленать младенца, подскажет педиатр.
  • Считается, что туго запеленутый младенец крепче спит и реже просыпается, так как не шевелит ручками во сне и не может разбудить сам себя.

Противники процедуры решительно не понимают, зачем пеленать детей, и тоже имеют весомые аргументы против пеленания новорожденного, даже на ночь.

  • Тугое пеленание может препятствовать нормальному кровообращению, а постоянное пребывание ног малыша в выпрямленном положении может привести к вывиху тазобедренного сустава.
  • При отсутствии двигательной активности может развиться недостаток кальция: этот элемент усваивается организмом человека только при физической нагрузке. Так что младенец обязательно должен шевелить ручками и ножками.
  • Психологи полагают, что тугое пеленание новорожденного может плохо сказаться на детской психике.
  • Основной функцией пеленок на протяжении веков была защита ребенка от холода. В современных квартирах с центральным отоплением такая мера является лишней.
  • Пеленание препятствует изучению окружающей обстановки: уже через несколько месяцев после рождения ребенок научится переворачиваться, а затем и ползать. Активный кроха все равно выберется из пеленок, так что детская одежда гораздо лучше защитит его от холода.

Однако стоит понимать, что никакие пеленки или их отсутствие не повлияют на формирование детской психики так, как обстановка внутри семьи. Кроме того, огромную роль играет генетика и наследственность, социальные и бытовые условия и множество других факторов. Так что для развития полноценной личности требуются вовсе не пеленки или их отсутствие. И родители могут совершенно спокойно решить для себя: надо ли пеленать ребенка, до скольких месяцев, зачем это нужно, если есть огромный выбор красивой и удобной одежды для новорожденных.

Координация движений (перемещения в пространстве)

Чем чаще вы меняете поле зрения ребенка, тем быстрее у него развивается координация движений и чувство равновесия, которые будут необходимы ему для сиденья, ползанья и ходьбы.

  • Носите малыша на руках, держа его то лицом к себе, то спиной к себе.
  • Поворачивайте малыша в разных направлениях, бережно поддерживая головку.
  • Не ограничивайте пребывание малыша в квартире кроваткой и пеленальным столиком. Предварительно убедившись в безопасности для крохи, выкладывайте его на диван, кресло и т.п.

К концу первого месяца ваш кроха совершит значительный рывок в развитии и в ответ на вашу любовь и заботу вы уже совсем скоро получите первую замечательную улыбку, обращенную именно к вам. Желаю вам успехов в развитии ваших деток!

Ребенок обманывает: как правильно реагировать родителям на детскую ложь

В ситуации, когда ребенок обманывает, что делать родители не всегда знают. Ясно одно: какими бы ни были причины, по которым ребенок обманывает, следует реагировать немедленно. Если ребенку удается обманывать, он будет прибегать ко лжи все чаще. И это причина, почему нельзя игнорировать проблему.

Психологи разработали ряд бесценных рекомендаций, какой должна быть правильная реакция родителей на детскую ложь.

1. Прежде всего следует выразить свое безусловное доверие ребенку. Поставьте под сомнение факт лжи, особенно если обвиняет кто-то посторонний. Скажите, что вы непременно разберетесь в ситуации, но сначала обсудите ее с ребенком. Так вы убьете трех зайцев: проявите уважение к ребенку, продемонстрируете, что при любых обстоятельствах он может на вас рассчитывать, а также дадите шанс признаться. Ни в коем случае не нападайте на ребенка с обвинениями и упреками на основании того, что кто-то считает его виноватым. Даже в суде правонарушитель имеет право сам рассказать о содеянном, чтобы доказать свою невиновность. Выслушайте ребенка!

2. Если вы сами обнаружили ложь, обязательно надо дать ребенку это понять. Следует бесстрастно сообщить, что вам кажется, будто ребенок вас обманул. И опять же, не стоит это подавать как свершившийся факт. Пусть имеет возможность признаться. Это поможет ребенку не бояться раскрыть детали. Ведь выкручиваться и отвираться потребность отпадет.

3. Далее убедите ребенка в необходимости выявить причину, которая подтолкнула его так поступить. Перед этим следует откровенно сказать, что бывают случаи, когда люди обманывают, хоть это и плохо. Это успокоит ребенка, он будет готов объяснять свой поступок. Сначала спросите прямо, почему ребенок солгал. Если ему трудно будет ответить, помогите уточняющими вопросами и предположениями, внимательно наблюдая за реакцией ребенка. Вы можете считать, что установили причину только тогда, когда ребенок ее подтвердит и объяснит.

4. Поинтересуйтесь, что ребенок чувствовал, когда столкнулся с проблемой, которая подтолкнула его ко лжи. Как он себя чувствовал, когда солгал. Трудно ли ему было это делать? Думал ли он, что проблему можно уладить иначе? Старайтесь обсудить ситуацию детально. Докажите, в чем преимущества честного пути. Подчеркните, что ложь не решает проблемы, а только усугубляет ситуацию и ухудшает отношения. Признайте, что действительно с помощью лжи удалось отложить проблему на потом. Но и покажите обратную сторону лжи: объясните на примере, как она послужила магнитом и привлекла к себе другие неприятные события и ощущения.

5. Предложите вместе найти правильный выход. Рассмотрите альтернативные решения подобных проблем в случае, если они возникнут в будущем.

6. Пообещайте ребенку, что не будете его наказывать в подобных ситуациях, если он придет к вам и честно признается. Здесь есть одно условие: вето на нарушение этого очень серьезного обещания. Потому что если вы не сдержите слова и обманете ребенка, то своим поступком проложите зеленый путь развитию его скрытности.

7. Расскажите, как вы себя чувствовали, когда узнали об обмане. Не бойтесь выглядеть слишком сентиментально. Опишите, насколько вам было обидно. Предложите поменяться местами. Пусть ребенок подумает, как бы он себя чувствовал, если бы вы обманули его.

8. На каком-то из этапов разговора осудите поступок ребенка. Обязательно скажите, что обман никому не делает чести, объясните почему. При этом ребенок должен чувствовать, что вы осуждаете не его, а лишь то, как он поступил в этот раз. И что вы все равно его уважаете и любите.

Что же, теперь вы знаете, как себя вести, когда столкнетесь с проявлениями детского обмана. Но если после откровенного разговора все равно часто ребенок врет, совет психолога, который вникнет в вашу ситуацию, вам очень пригодится.

Возраст, когда ребенок врет

Если ребенок врет, первое на что следует обратить внимание — это его возраст. В возрасте 3-5 лет ребенок начинает фантазировать. Сказки, сюжеты мультфильмов вплетаются в рассказах ребенка в его реальную жизнь

Ребенок становится активным участником придуманных им событий. Верит в них. С увлечением о них рассказывает

Сказки, сюжеты мультфильмов вплетаются в рассказах ребенка в его реальную жизнь. Ребенок становится активным участником придуманных им событий. Верит в них. С увлечением о них рассказывает

В возрасте 3-5 лет ребенок начинает фантазировать. Сказки, сюжеты мультфильмов вплетаются в рассказах ребенка в его реальную жизнь. Ребенок становится активным участником придуманных им событий. Верит в них. С увлечением о них рассказывает.

Такие фантазии – признак хорошего воображения, которое нужно развивать и направить в творческое русло. Можно предложить малышу воплотить свой рассказ в игре, рисунке или рассказе, книге.

Вот например фантазии ребенка 7 лет на тему игры Майнкрафт. Сюжет и тематика компьютерной игры вплетаются в его рассказы о реальной жизни. Он активно участвует в воображаемых событиях.

«Мы с другом в садике копали и я наткнулся на что-то твердое, мы рыли дальше и обнаружили, что это сундук, а замочная скважина у него из рубина. Мы его открыли и там была записка: «Если вы нашли наш клад, то берегитесь». Потом мы нашли очень горячий камень, который не разбивался, кода его кирпичом стукнули. Кирпич разбился, а камень не сломался. Мы взяли камень в детский сад, кинули его в раковину, он застыл и развалился. Мы посмотрели в окно и увидели чудовище, оно прошло в подземный ход под детским садом. Мы пошли за ним нашли там подземную лабораторию. Чудовище взяло яд в подземной лаборатории. Мы узнали, что это яд, т. к. прочитали его описание. Там у каждого яда стояла табличка. Яд магмы, яд смерти и т. д. …»

Далее – подробное описание опытов с ядами, волшебными зельями, лавой и магмой, про нападение скелетов на детский сад с очень детальным описанием подробностей.

У фантазии и лжи есть различия

Когда ребенок врет с целью оправдаться, но форма вранья имеет вид фантазии — это не причина для беспокойства, даже если она преследует практические цели и получение выгоды в виде избежания наказания. Это в большей степени не реальное вранье, а фантазирование. Например, ребенок говорит: «Я опоздал на урок потому, что спасал бабушку из огня на пожаре».

Фантазирование обычно сильно оторвано от жизненных потребностей и существует просто ради себя самого. Фантазирование как способность к абстрактному мышлению во многом способствует развитию его интеллекта, творческому развитию и дальнейшей жизненной самореализации.

Настоящее вранье и ложь всегда направлены на получение каких либо реальных благ и отличить их от реальности на много тяжелее чем фантазирование. Наиболее острым и неприятным вопрос вранья ребенка становится в старшем школьном и подростковом возрасте.

Например: «Мне эту игрушку дал Петя домой». В реальности ребенок сам взял игрушку без спроса. Ребенок очень хочет игрушку, но знает, что Петя не даст ее поиграть, если попросить по честному. Мама, если узнает, что забрал игрушку потихоньку, заставит ее отдать. Ребенок  боится, что его будут ругать.

Или: «Я ударил Петю потому что он первый начал, я давал сдачи». В реальности ребенок сам является зачинщиком драки. Понял для себя, что начинать драку нельзя, а давать сдачи можно. Боится что будут ругать, за то, что он первый начал.

Или: «Я почистил зубы». «Я поел суп». «Давай скажем в саду, что я позавтракал». В реальности ребенок не хочет чистить зубы, есть суп, завтракать в саду, боится что будут заставлять.

Или: «У меня болит живот, давай я не пойду в сад». В реальности не хочет идти в садик, хочет побыть дома и надеется что ему дадут поиграть на планшете.

Профилактика лжи

Если приемный ребенок не был уличен во лжи, это не значит, что такой проблемы не существовало или она не возникнет снова. Дети с легкостью копируют поведение родителей, а затем и окружающих их людей. Не показывайте им дурной пример. И не поощряйте ложь даже из самых благих побуждений. Советы типа «Давай не будем говорить папе, что мы это сломали, а то он расстроится» или «Не говори учителю, что проспал, скажи, приболел» могут оказать противоположный эффект. Ребенок уяснит, что ему проще соврать, чем быть до конца честным, ведь в противном случае его ждет неодобрение, а то и наказание, со стороны взрослых.

Развитие тактильной чувствительности (сенсорной базы)

Кожа – наиболее развитый к моменту рождения «орган чувств» младенца. Тактильные ощущения способны значительно обогатить запас впечатлений малыша

Очень важно учитывать, что телесный контакт с матерью не только является мощнейшим развивающим стимулом, но и способствует успокоению крохи, дает ему чувство защищенности

  • Медицинский массаж, конечно же, лучше доверить специалистам. Но каждая мама вполне в состоянии выучить комплекс несложных массажных приемов и упражнений и проводить их со своим малышом. Такой домашний массаж будет полезен как для физического так и для эмоционального развития крохи. Сейчас на книжных прилавках нет недостатка в литературе, предназначенной для родителей и содержащей приемы массажа для новорожденных.
  • Занимаясь с малышом, играя или делая массаж можно проделать следующее упражнение: нежно подуйте на ладошки крохи, тоже можно проделать с локотками, коленками, пальцами рук и ног.
  • Даже простое перебирание пальчиков на ручках и ножках малыша – очень полезное упражнение. Оно стимулирует познание малышом собственного тела.
  • Для ребенка очень важен контакт с матерью «кожа к коже». Как правило, дети, находящиеся на грудном вскармливании, не испытывают в нем недостатка. Но даже если вы кормите кроху из бутылочки, приложите его к груди.
  • Выкладывайте кроху на разные поверхности, которые дают разные тактильные ощущения (ситец, махровое полотенце, плед, шелковая ткань, искусственный мех). Погладьте ручки и ножки крохи кусочком этих тканей. Понаблюдайте за реакцией.
  • Во время переодевания необходимо давать возможность крохе побыть голеньким, если температурные условия в помещении позволяют. Это и закаливание, и новый опыт для ребенка.

Проявления обмана в разном возрасте

С развитием восприятия, подрастающий человечек принимает условия, в которых оказался и действует сообразно обстоятельствам. В разном возрасте искажение фактов имет свои особенности.

2 — 4 года

На этой стадии происходит формирование картины окружающего мира. Находясь в нежном возрасте, малыш много фантазирует, рисует собственную реальность. Как правило, все его грезы носят безобидный характер, поскольку надобность врать отсутствует.

4 — 5 лет

Отличать правду от лжи он пока не умеет. Зато по примеру старших начинает практиковаться в искусстве выдумки. Говорящие неправду взрослые формируют аналогичную модель поведения детей. Поэтому искажение фактов воспринимается ими как норма. В пять лет детишки обманывают без особой надобности. Возникает она, когда юнец сталкивается с неодобрением

В таком случае важно наладить с чадом доверительные отношения. У него отпадет надобность скрывать правду и бояться вас

Разумеется, врать при ребенке вам придется прекратить.

7 — 8 лет

Переломный этап в жизни. Он связан споступлением в школу и внедрением в новое незнакомое окружение. Вместе с этим, ученик младших классов получает и частичную свободу от родительского контроля. В обществе себе подобных часто возникает желание казаться лучше, смелее, сильнее, красивее. Самый простой способ достичь такого эффекта – хвастовство. А пытаясь утаить плохие оценки или нехорошее поведение на уроках, юный школьник прибегает к замалчиванию. Успейте уловить момент, пока ситуация не выходит из-под контроля и вовремя принять меры.  Покажите маленькому школьнику, что он не хуже других, а вы будете любить и принимать его независимо от оценок в дневнике.

9 — 10 лет

Ложь пока носит безобидный характер. Школьнику хочется внимания сверстников, и он выдумывает для них захватывающие истории о своих приключениях. Иногда малыш врет о наличии у родителей роскошной машины или престижной работы, хвастается гаджетами, которых в реальности не имеет. Но, даже в этом случае бить по кнопке «тревога» не стоит. Вспомните детство. Каждый из нас преувеличивал свою значимость в глазах одногодок. Главное контролировать ситуацию и вовремя останавливать ребенка, если его ложь переходит пределы дозволенного.

11 — 12 лет

Возраст формирования личного пространства. Желание быть признанным в своем кругу особенно остро возникает именно сейчас. В 11-12 лет отпрыск видит четкую грань между правдой и ложью. Следовательно, врать он будет осознанно, преследуя определенную цель. Что делать? Разберитесь, откуда растут корни обмана. Возможно, подросток, у которого переходный возраст, в какой-то момент перестал вам доверять. Подумайте, не слишком ли много ждете от своего чада? Не проявляете ли открытую агрессию, отстаивая правоту? Наладить пошатнувшиеся отношения с подростком вы сможете, прибегнув к помощи хорошего психолога. Если вовремя не принять меры, с каждым годом чадо будет оттачивать мастерство обмана и полностью выйдет из-под контроля.

Немного из истории

Пеленки появились тогда, когда люди поняли, что малыша нужно защитить от холода, ветра, солнца. И случилось это еще в первобытные времена. Первой пеленкой была шкура животного.

Пеленки видоизменялись вместе с человечеством. Очевидно, говорит Евгений Комаровский, что они долгое время существовали, чтобы взрослые могли сэкономить на одежде. Первые полгода младенцу, которого туго заматывают в прямоугольные куски ткани разной плотности, действительно не так уж нужны штаны и рубашки.

Чуть позже пеленкам нашли медицинское обоснование. Так, еще лет 20-30 назад в родильных домах доктора объясняли роженицам, что от пеленания ножки у крохи будут ровнее, и сам он будет спокойнее. Пеленать учили еще до родов, для «тренировки» использовали резиновых пупсов, по размерам сходных с новорожденными. Дошли даже до изобретения нескольких техник пеленания — тугое, свободное, частичное.

Со временем педиатры начали замечать, что кривые от рождения ноги не выпрямляются, сколько ребенка ни пеленай, да и вообще дети, которые по «нерадивости» мамаш-неумех растут незапеленутыми, быстрее развиваются физически и психически. Так то, что было догмой, стало подвергаться сомнению.

Позже выявилось, что запеленутым детям дышится труднее, а малыши, которых наконец-то развязали, сразу принимают определенную позу — поджимают ножки и ручки. Именно эта поза является более физиологически правильной для малыша, привычной, ведь в утробе матери в течение 9 месяцев он живет и развивается без пеленок.

Первым доктора и родители бросились искоренять тугое пеленание. Тогда начали пеленать по-новому — широко. Выглядит ребенок, который под пеленкой шевелит руками и ногами и поджимает коленки, не так красиво и аккуратно, как «столбик», который получается в результате тугого пеленания. Но пользы для него стало существенно больше, хотя бы потому, что малышам стало удобнее.

Чуть позже появились детские психологи и другие специалисты, которые взяли на себя ответственность авторитетно заявить, что пеленание, даже свободное, опасно для ребенка — из него никогда не вырастет смело мыслящей, свободолюбивой и независимой личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.