Дети и смерть

Содержание
  1. Чувства родителей, переживших смерть своего ребёнка
  2. Об этой статье
  3. Младенец, который не кричит
  4. Как говорить с ребенком о смерти
  5. Как пережить смерть новорождённого
  6. Еще по теме “Синдром детской внезапной смерти”:
  7. Смерть следует за ней
  8. Одеяло до года
  9. Внезапно умерла наша кошка…
  10. Послеродовой гипопитуитаризм (синдром Шиена)
  11. Внезапная остановка сердца: как спасти жизнь
  12. Собака умирает….
  13. сожгла кастрюлю:((
  14. Грудное вскармлмвание .Сонный ребенок или синдром “хорошего малыша”
  15. 2Zeiva и мама98
  16. Эволюция эпилептических синдромов
  17. сон на животике
  18. о детоубийцах
  19. Комаровский (и чуть-чуть про сон на животе)
  20. Кротон умирает. Помогите!
  21. О синдроме внезапной смерти
  22. Рекомендации, как просвещать детей о смерти
  23. Как говорить детям о смерти?
  24. Могут ли знания о смерти навредить ребёнку?
  25. Еще несколько историй
  26. Первая стадия
  27. От самой глубокой печали до самого полного счастья
  28. История восьмилетней девочки
  29. Что не следует делать

Чувства родителей, переживших смерть своего ребёнка

Родители переживают утрату ребёнка настолько остро, что часто отказываются говорить об этом, замкнувшись в себе. Такое табу иногда становится первым шагом к распаду семьи. Супруги отдаляются друг от друга, каждый переживает свою драму в одиночестве.

Родители и другие родственники могут начать нездоровое соревнование, кто больше и «правильней» горюет, или выяснять, кто виноват в потере. Это происходит главным образом из-за сильных чувств, которые они испытывают. Горюющие мамы и папы корят себя за то, что не смогли помочь слабому, зависимому от них существу. Они винят себя, что недостаточно сделали для спасения ребёнка, выискивают ошибки. К этому чувству присоединяются отчаяние, страх осуждения, стыд.

Что ещё страшнее — такую семью действительно могут заклеймить званием плохих родителей, ведь они же «не уследили», «не уберегли» кровиночку.

Иногда из самых лучших побуждений в ход идут советы вроде: «Вы ещё молодые, родите себе другого». Такая чёрствость серьёзно травмирует безутешных отца и мать.

Процесс проживания последствий смерти ребёнка может быть настолько болезненным, что из этого замкнутого круга не выбраться без помощи психологов или медиков.

Об этой статье

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 50 человек(а). Количество просмотров этой статьи: 62 551.

Категории: Потери в семье

English:Survive the Death of Your Child

Español:sobreponerse a la muerte de un hijo

Français:sumonter le décès de son enfant

Português:Sobreviver à Morte de seu Filho

Italiano:Sopravvivere alla Morte di Tuo Figlio

中文:从失去孩子的痛苦中走出来

Bahasa Indonesia:Mengikhlaskan Kepergian Buah Hati

Nederlands:De dood van je kind overleven

Печать

Младенец, который не кричит

В месяц Дуне подтвердили синдром Дауна.

— Первое время очень остро становится вопрос: кто виноват. Хотя очень часто он не произносится, — говорит Екатерина. — Но мысли, а кто причина всему этому, все равно появляются, пусть и без обвинений

Ты начинаешь думать, что, наверное, дело в тебе… И здесь очень важно сразу их отогнать и четко сказать себе, супругу, родителям: «Не виноват никто. Так случилось»

А еще рождение Дуни разделило жизнь семьи на «до» и «после». Потому что одно дело — теоретически принимать людей с особенностями, но, когда это происходит с тобой, с твоим ребенком — все совсем по-другому, ты меняешься.

Родители решили не скрывать этого от близких. Рассказали и старшим детям, которым тогда исполнилось 9 и 7 лет. Мальчикам сказали, что у девочки слабое здоровье. «Она может умереть?» — спросили братья. — «Да».

— Это было бы правильно — не скрывать диагноз, — говорит отец Александр. — Молчание — это как пружина в напряжении, рано или поздно все равно распрямится. Сообщая другим, ты уже принимаешь диагноз и дальше просто живешь с ним.

— Сначала было сложно проговаривать его, — добавляет Екатерина. — И я первое время говорила не «синдром Дауна», а «трисомия 21-й хромосомы» — кто поймет, тот поймет. Именно Дуня раскрыла, сколько вокруг нас хороших людей, готовых поддержать! Одна подруга, у которой был опыт общения с особыми детьми, сказала: «Катя, я понимаю, что для вас эта история — неожиданность. Но я не вижу в ней трагедии».

Семья приняла, что Дуня медленнее развивается и требует больше внимания и усилий. Родители радостно фиксировали любое достижение Дуни — сама протянула руку за игрушкой, начала держать головку, стала переворачиваться. Но проблемы с сердцем заставляли их волноваться за девочку.

Их жизнь строилась по ритму дочки — кормление по будильнику, каждые два-три часа на протяжении суток. Дуня была настолько слабой, что не могла, как другие дети, криком сообщать о своих потребностях.

— Тяжело, когда ребенок лежит молча и ты не понимаешь, что она, бедненькая, чувствует, что ей хочется, — вспоминает мать Дуни.

Строго по расписанию надо было давать девочке множество лекарств, три раза в день слушать пульс, записывать в тетрадь. Девочка тяжело переносила простуды, и начинающийся насморк в дальнейшем мог привести к госпитализации.

— Я так для себя и не поняла, как правильно нужно устраивать быт семьи, когда в ней есть ребенок-инвалид, поскольку жизнь в бытовом плане очень сильно меняется, — говорит Екатерина. — Но в какой-то момент я сказала себе: «Да, у нас вот такой малыш, но ведь есть и другие дети, которым нужны силы и любовь». Младшему сыну тогда вообще было два годика. Я боялась, что мальчики будут как-то негативно относиться к сестренке, что она забирает столько внимания, изо всех сил старалась, чтобы этого не было, привлекала их поиграть с Дунечкой, в чем-то нетрудном помочь, чтобы им было интересно. Всегда была важна поддержка мужа, и физическая, и моральная, духовная, он всегда умеет взбодрить, — рассказывает Екатерина.

Очень помогала семье бабушка — мама отца Александра. Она постоянно держала Дуню на руках, чтобы девочка чувствовала тепло, оставалась со старшими детьми, когда их папа был на службе, а мама — в больнице. В стационары с Дуней Екатерина ложилась часто.

Семья ждала, что Дуне сделают операцию на сердце и она поправится. Ее должны были сделать девочке в полгода.

Как говорить с ребенком о смерти

В первую очередь нужно справиться со своим страхом. Чувства родителей моментально считываются бессознательным ребенка. Поэтому спокойный, ровный эмоциональный фон — залог успешного разговора.

Да, разговор не из легких

Поэтому важно обеспечить ребенку поддержку. Лучше посадить его на колени, обнять, дать понять, что вы рядом с ним, что вместе вы справитесь с любой болью

На каждый свой вопрос ребенок должен получить ответ.

— Больно ли птичке, когда я толкаю ее палкой? — Нет, она мертва, она больше ничего не чувствует.

— Когда Шарик вернется домой? — Он не вернется. Он умер. Когда умирают, не возвращаются.

— Почему дедушка больше не приходит в гости? — Он умер, он больше не придет.

Честность и открытость как никогда нужны в этом разговоре. Любая ложь и фальшь вызовут у ребенка еще больше тревоги

Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда

Ребенок обязательно спросит, умрет ли он, умрет ли мама, папа, бабушка, братик или сестричка. Четко и уверенно говорим: «Да. Все умирают. Но до этого мы все растем, учимся, работаем, заводим свои семьи, у нас появляются свои дети. Мы проживаем долгую и интересную жизнь. А потом мы становимся старенькими и умираем».

Так мы показываем ребенку, что жизнь имеет конец. Но этот конец будет очень нескоро. Впереди целая жизнь, наполненная интересными событиями.

Как ни парадоксально, но после открытых разговоров о смерти, принятия конечности жизни, тревога у ребенка спадает. Он принимает информацию, учится ценить жизнь.

Почему люди умирают. Следующий любимый детьми вопрос — «от чего люди умирают?». Также честно отвечаем: «От старости, от тяжелой болезни, от несчастных случаев. Болезни, от которых люди умирают, бывают редко. В основном люди выздоравливают и продолжают жить до старости. Несчастные случаи тоже бывают редко. Иногда люди умирают в машине в аварии. Но чаще всего они благополучно возвращаются домой».

Мы одновременно показываем ребенку возможные варианты, при которых может наступить смерть, и снимаем тревогу, делим на «часто» и «редко». Честно, но безопасно для ребенка.

Что происходит с человеком после смерти, что он чувствует. Часто дети интересуются, что чувствует человек после того, как умрет. Не холодно ли ему под землей? Отвечаем, что нет. Его тело уже неживое, оно не может ничего чувствовать.

А вот насчет того, что происходит с человеком, с его душой, существуют разные мнения — и лучше познакомить ребенка со всеми.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии. Тут можно рассказать несколько вариантов, пусть выберет сам, во что ему верить

Только не нужно слишком пугающих картин про ад.

Оптимальный вариант — поделиться воспоминаниями людей, которые пережили клиническую смерть. Обычно они носят позитивный характер.

Если семья религиозная, наверняка есть готовый ответ, которым можно поделиться с ребенком. Но не перестарайтесь. Чересчур привлекательная картина «загробного мира» может разочаровать ребенка в жизни земной. Поэтому соблюдаем баланс.

«Люди, которым удалось на минуту заглянуть в загробный мир, говорят, что там очень хорошо, красиво и спокойно. Там поют птицы, журчат ручейки, ярко светит солнце. Но на земле мы можем расти и развиваться, взрослеть, учиться, чувствовать печаль и радость, боль и удовольствие. Мы можем становиться старше, познавать все самое лучшее, что есть в каждом возрасте».

Как пережить смерть новорождённого

Смерть младенца — тяжкая утрата, прежде всего, для матери. Женщина девять месяцев носила в себе зарождающуюся жизнь, радовалась своему будущему малышу, строила планы. А смерть в одночасье всё разрушила.

Психологи советуют обязательно показать умершего новорождённого матери и отцу, позволить им коснуться его, подержать на руках. Желательно уговорить родителей присутствовать на похоронах. Если ритуал не соблюсти, в печальной истории не будет поставлена психологическая точка. В таких случаях психика матери может выработать защитный механизм — отрицание факта смерти. Нередки случаи, когда женщина годами хранила вещи малыша, не «отпуская» его, и отказывалась родить вторично.

Задача близких — поддерживать горюющую семью, уделяя особое внимание состоянию женщины. Послеродовой синдром, проблемы с физическим здоровьем, боль утраты — очень серьёзное испытание

Время, конечно, исцеляет боль, но и этому лекарю нужно помочь.

Смерть сына или дочери — страшное испытание. Пережить его можно и нужно, и проще всего сделать это вместе с близкими людьми

Важно только открыто выражать свои чувства и не винить себя в произошедшем. Конечно, родители никогда не забудут своего умершего ребёнка, но смогут продолжать полноценную жизнь, сохранив о нём светлые воспоминания

Еще по теме “Синдром детской внезапной смерти”:

Смерть следует за ней

Синдром внезапной смерти младенцев. Ученым всего мира до сих пор не удается найти причину их смерти. Подвержены внезапной смерти как недоношенные так и доношенные дети. Следует помнить, что чаще всего дети погибают от СВСМ ночью и в утренние часы, в…

Одеяло до года

В ветке по СС увидела, что одеяло до года нельзя, вопрос – почему?:) Мои спят отдельно, каждый в своей кроватке, у них одеяло и орт. подушка (исправляли привычный поворот головы, так и оставила пока и подушки) и бортики – убрать одеяло? ночью вроде прохладненько уже…

Внезапно умерла наша кошка…

Детей быстро собрали, увели в школу, в садик, они не успели ничего понять. Сейчас повезем в ветеринарку в морг. Дочка даже не знаю как будет без кошки (очень нервный Год назад также внезапно умерла моя внешне абсолютно здоровая персидская кошечка в свои 8 лет!

Послеродовой гипопитуитаризм (синдром Шиена)

Синдром внезапной смерти младенцев. Значительное число младенцев, преимущественно, в возрасте до семи месяцев, умирают от синдрома внезапной смерти младенцев (СВСМ).

Внезапная остановка сердца: как спасти жизнь

Детская медицина. Внезапная остановка дыхания у детей. Особенности дыхания грудничков. Синдром внезапной смерти младенцев. Внезапная остановка дыхания у детей.

Собака умирает….

Синдром внезапной смерти младенцев. Вот написано, сколько детишек не доживает до года, но сколько из этих деток из-за СВСД Просто на гриппе деньги не сделаешь, врачи хорошо информированы, мозги мамочкам не…

сожгла кастрюлю:((

сожгла кастрюлю:((. — посиделки. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Особенности дыхания грудничков. Факторы риска синдрома внезапной смерти младенцев.

Грудное вскармлмвание .Сонный ребенок или синдром “хорошего малыша”

Внезапная остановка дыхания у детей. Температура в комнате, где спит малыш, не должна подниматься выше 24?С; лучше, если она будет в диапазоне 18-21?С. Младенческая смертность: что нужно знать о синдроме внезапной смерти младенцев.

2Zeiva и мама98

Исследователи проводили опрос 185 матерей, дети которых умерли от СВДС, и 312 матерей здоровых младенцев того же возраста. Результаты опроса показали, что сосание пустышки – эффективное средство профилактики СВДС.

Эволюция эпилептических синдромов

Синдром внезапной смерти младенцев. Неожиданно, без какой-либо видимой причины у ребенка происходит остановка дыхания – апноэ. Чаще всего это бывает ночью или в ранние утренние часы, когда ребенок находится в своей кроватке один.

сон на животике

В медицинской литературе неоднократно описан так называемый ” синдром внезапной смерти младенца”. Суть этого страшного и совсем нередкого явления Знаю, что есть ВЕРСИЯ, что при сне на животе СВДС ( синдром внезапной детской смертности) более вероятен.

о детоубийцах

“Убийство ошибочно диагностированное как синдром внезапной младенческой смерти с точки зрения педиатра.” Ну смысл в том что убили троих младенцев. У них были кровоизлияния в легких но это часто случает при данном ” синдроме “.

Комаровский (и чуть-чуть про сон на животе)

Синдром внезапной смерти младенцев. Младенческая смертность: что нужно знать о синдроме внезапной смерти младенцев.

Кротон умирает. Помогите!

Синдром внезапной смерти младенцев. Значительное число младенцев, преимущественно, в возрасте до семи месяцев, умирают от синдрома внезапной смерти младенцев ( СВСМ ).

О синдроме внезапной смерти

Синдром внезапной младенческой смерти в пять раз чаще отмечается в семьях, где ребенка в одиночку воспитывает мать. Кроме того, трагедия чаще происходит с детьми женщин, не достигших 20-летнего возраста. Риск младенческой смерти максимален в возрасте от одного…

Рекомендации, как просвещать детей о смерти

Беседуя с ребёнком, взрослый должен находиться в спокойном состоянии и иметь достаточно спокойное личное отношение к смерти, чтобы и ребёнку передалось это спокойствие. Если тема смерти вызывает у вас сильную тревогу, то стоит найти человека, который относится к этому вопросу взвешенно и попросить его говорить с ребёнком.

Ребёнок также должен быть в спокойном, ресурсном состоянии. Если он излишне возбуждён, расстроен, физически утомлён, болен, то стоит перенести беседу на другой день.

Необходимо создать условия для комфортного общения: тишина, отсутствие посторонних людей, достаточное время для беседы и у вас, и у ребёнка.

Если детей несколько (братья и сёстры), то сообщать им о смерти близкого лучше каждому по отдельности, чтобы избежать возможных конфликтов и обвинений. Сначала поговорить со старшим.

Нужно давать ребёнку простые, ёмкие, правдивые ответы на вопросы, связанные со смертью. Джером Брунер: «любому ребёнку на любой стадии развития может быть интеллектуально честно преподан любой предмет».

При этом нужно соблюдать баланс в количестве предоставляемой информации: не нужно давать лишние сведения, но и нельзя оставить вопросы без ответов, если они возникли. Ребёнок всё равно найдёт информацию и сделает свои выводы. Вопрос лишь в том насколько адекватна будет эта информация и умозаключения. Однажды Маша задала очередной «не детский» вопрос: “У мёртвых людей кишки вынимают в морге?” Когда они с мамой забирали в морге тело бабушки, она видела тела мёртвых людей. Очевидно, что это была лишняя информация не только для пятилетней девочки, но и для многих взрослых людей. Матери следовало позаботиться о том, чтобы оградить ребёнка от возможности увидеть препарированные тела.

Любому ребёнку на любой стадии развития может быть интеллектуально честно преподан любой предмет. Джером Брунер

Не нужно ребёнку лгать. Когда Маша спросила: «Что теперь со мной будет?», – и выразила обнадёживающую идею «Меня удочерят родственники!», я не стал ни соглашаться, ни отрицать эту идею. В тот момент я не знал, куда она будет передана, поэтому не давал невыполнимых обещаний.

Разговор о смерти не должен быть длинным. В этой теме просто не о чём долго говорить, если только этот вопрос не обсуждают два философа.

Исчерпав тему смерти нужно уделить основное внимание теме жизни. Речь может идти о жизни самого ребёнка, если обсуждалась смерть его близких, либо жизни его близких, если умирает он

В случае приближающейся смерти самого ребёнка акцент также может делаться на том, как ребёнок проживёт оставшиеся дни жизни, чем он будет заниматься.

Нужно соблюдать определённый баланс в оценке значимости смерти. С одной стороны, стоит избегать эстетизации, романтизации и приуменьшения значения смерти. С другой стороны, не стоит излишне драматизировать это явление, запугивать детей. В отношении суицидентов это означает, что не нужно воспринимать и характеризовать их как жертв или создавать их какой-либо позитивный образ, чтобы избежать распространения суицидального поведения среди подростков. В то же время следует избегать и негативной характеристики суицидентов, поскольку враждебное отношение провоцирует их на повторные попытки.

Нужно использовать техники активного слушания, следить за эмоциями ребёнка и отмечать их для установления и поддержания контакта. Также необходимо следить за своими невербальными и вербальными реакциями: они должны быть умеренными, сдержанными. На слова и факты, сообщаемые ребёнком, следует реагировать ровно, безоценочно. Стоит избегать таких сильно заряженных эмоциями слов как «горе», «грех», «ужас», «жуть», «ад», «труп» и др.

Младшим школьникам и дошкольникам прочитайте “Книгу о смерти” Перниллы Стальфельт.

Как говорить детям о смерти?

https://vk.com/video_ext.php

Мама Форреста Гампа умела всё объяснить так, что ребёнку становилось понятно.

Х/ф “Форрест Гамп”, реж. Роберт Земекис, 1994.

Очень просто и изящно о смерти своему умственно отсталому сыну говорила мама Форреста Гампа. Хотя во время этого разговора Форрест уже был взрослым человеком, в рамках данного рассмотрения вопроса это не имеет значения.

– Что с тобой, мама?- Я умираю, Форрест. Иди, посиди со мной.- Почему ты умираешь, мама?- Просто пришло моё время. Пришло моё время. Ты только не бойся, дорогой. Смерть – всего лишь часть жизни. Она написана на роду каждому из нас. Я не знала, но мне на роду было написано стать твоей мамой. Я старалась быть хорошей матерью.- У тебя это получилось.- Что ж. Я всегда верила, что человек сам строит свою судьбу. Ты должен с умом распорядиться тем, что дал тебе Бог.- Какая у меня судьба, мама?- Это ты должен понять сам. Жизнь, как коробка шоколадных конфет, никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся. – Мама умела всё объяснить так, что мне становилось понятно.- Я буду скучать по тебе, Форрест.

У неё обнаружили рак и во вторник она умерла. Я купил ей шляпу с маленькими цветочками. Вот и всё, что я могу об этом рассказать.

Мама Форреста Гампа сказала ему о своей смерти сразу, открыто, прямо и просто. Она не испытывала ни страха, ни тревоги, поэтому сын очень быстро тоже успокоился и расслабился.

Кратко обсудив свою смерть, мама Форреста перешла к обсуждению жизни, сначала своей, а затем сына. Именно об этом и следует говорить.

Могут ли знания о смерти навредить ребёнку?

Перов В. Г. Фрагмент картины “Проводы покойника”.

Смерть пугает и детей, и взрослых. Информация о смерти может травмировать ребёнка. Но поскольку мы не можем оградить детей ни от смерти, ни от сведений о ней, вопрос, нужно ли беседовать с ребёнком о смерти или нет, в реальности не стоит. Есть лишь вопросы о содержании этой информации, её доступности для понимания ребёнком, своевременности и эмоциональном фоне, на котором она преподносится.

Разговор на эту тему возникает, когда ребёнок сам задаёт соответствующие вопросы. Иначе говоря, ребёнок хочет и готов получить эту информацию, она нужна ему для формирования адекватного мировоззрения и полноценного развития личности.

Иногда взрослые сами начинают разговор о смерти, как например, в ситуации, когда я сообщил Маше о смерти мамы. Это было правильно. Неверным было то, что от неё целый месяц скрывали этот факт. В этом случае к переживаниям о смерти матери добавилось разочарование в людях, которые её обманывали, скрывая факт смерти матери. Избегание разговоров о смерти может навредить ребёнку и отношениям с ним гораздо больше, чем сами эти разговоры.

Известно, что дети, которых не просвещают на тему смерти, часто представляют себе многие явления, гораздо мрачнее, чем они есть на самом деле. Так было и с Машей. Однажды она спросила: «Маму похоронили в братской могиле?» Её маму некому было хоронить, поэтому её тело длительное время находилось в морге. Я объяснил Маше, что маму ещё не похоронили, и похоронена она будет в отдельной, а не братской, могиле за счёт бюджета. И когда её похоронят, мы можем съездить на её могилу, если Маша захочет.

Принимая решение о предоставлении ребёнку информации или сокрытии её, нужно отдавать себе отчёт: в чьих интересах принято это решение? Взрослого или ребёнка? Люди, скрывавшие от Маши факт смерти мамы, заботились о ребёнке или о себе? Я не хотел сообщать девочке о смерти матери. Для меня это стресс и испытание. Мне было бы лучше не иметь к этому никакого отношения. Я предпочёл бы, чтобы это сделал кто-то другой, например, родственники или инспектор полиции. Но все самоустранились от этой темы. А Маша могла узнать о смерти мамы случайно, в самый неподходящий момент, в самом неподходящем месте и в самой некорректной форме.

Еще несколько историй

(Все имена, истории и подробности изменены)

Лика, чуть старше 30 лет, долгожданная беременность, первая потеря ребенка на сроке 10 недель, вторая потеря двойни на сроке 16 недель. Третья беременность закончилась благополучно. Обратилась по поводу напряженных отношений с мужем. В процессе разговора выяснилось, что муж не был готов к рождению детей, говорил, что она может рожать, но это полностью ее выбор, старался делать вид, что ничего не произошло такого страшного, не поддерживал разговоры о потерях, переводил тему. Свекровь неоднократно намекала, что «отец же не хотел детей, вот они и не удержались». Никто из друзей о потерях не знал, Лике было стыдно признаться в этом. Она старалась всеми силами забыть о том, что произошло.

Мария, за 20, желанная беременность для обоих супругов, потеря ребенка на сроке 7 недель. Первую неделю и муж, и близкие родственники оказали поддержку, но спустя неделю стали сначала мягко, а потом и явно говорить, что «пора бы уже и успокоиться», не понимая, почему она продолжает так переживать. В том числе и со стороны подруг, которые успокаивали тем, что советовали «забыть» и начать новое планирование как можно быстрее. Мария тоже решила, что нужно просто вычеркнуть это событие из памяти, начать жизнь с нового листа.

Наталья, за 30, желанная беременность, потеря на сроке 25 недель. Обратилась спустя год после потери ребенка, находясь в тяжелом психологическом состоянии. Попытки новой беременности не увенчались успехом. Пытаясь найти помощь, обратилась в храм, где узнала о том, что ребенок погиб из-за того, что он был зачат не в браке, что это ее наказание. Наталья и правда в это поверила, тем более что отец ребенка страдал алкогольной зависимостью. Особенно переживала за то, что ребенок умер некрещеным, и его дальнейшая судьба печальна. Все время вспоминает про тот день, когда произошла потеря, поддержки в окружении не находит, так как «давно можно было бы уже и забыть». Особенно часто вспоминает, как рассказала своей давней знакомой, что потеряла ребенка, та сначала посочувствовала, а потом, когда спросила про подробности, стала недоумевать, ведь «это же еще не ребенок, зачем же так убиваться».

Первая стадия

Это шок, оцепенение, непринятие того, что уже случилось. В течение этого периода люди ведут себя по-разному. Кто-то ищет утешения в алкоголе, кто-то с головой окунается в работу, кто-то пересиливает себя и берет на себя все хлопоты по организации похорон . Подчас человек теряет смысл жизни, особенно если смерть постигла родного ребенка.

Замечательно видеть, как они каждый день превращают свою боль в несравненную силу, превращая свою трагедию в наследие безусловной любви. Клуб, полный щедрых матерей и отцов и воинов, которые пересматривают смелое слово. Потеря ребенка оставляет пустоту, которая никогда не может быть заполнена. Это и всегда будет пространство, которое отсутствует в нашей жизни, в наших семьях и в наших сердцах.

От самой глубокой печали до самого полного счастья

Даже время, когда все заживает, сделает вакуум менее пустым. Ни слова поощрения, ни благожелательные советы от семьи и друзей не позволят этому пустому пространству остаться навсегда. Именно потому, что вы поняли и перенесли самую глубокую и мучительную грусть, вы можете приблизиться к самому полному счастью. Анжела Миллер прямо говорит.

История восьмилетней девочки

https://vk.com/video_ext.php

Тётя запретила Поллианне говорить об отце, несмотря на то, что он умер совсем недавно, и ей отчаянно хотелось поговорить о нём. Это было неправильно.

На нашей первой встрече Маша спокойно рассказала мне, какой жестокой насильственной смертью погиб её отец два года назад.

На нашей второй встрече я сообщил ребёнку, что её мама умерла.

На третьей встрече Маша рассказала мне сон, который ей приснился пару недель назад, когда она лежала в больнице:

“В плату пришёл врач с ножом, чтобы убить меня. Он стал меня душить, и я в ужасе проснулась”.

У девочки серьёзное заболевание, поэтому она регулярно проходит лечение в стационарных условиях и по много часов лежит под капельницами.

Также она поделилась своим страхом спать на первом этаже у окна, потому что могут забраться грабители, чтобы убить и ограбить её. В этот же день она рассказала, как на её глазах умерла бабушка, когда Маше было 5 лет:

“Я пришла утром в комнату к бабушке и начала будить её. Бабушка открыла глаза, выдохнула и умерла. Хорошо, что мама была дома, иначе я бы выпрыгнула в окно от страха”.

Для ребёнка в нашей культуре Маша слишком много раз сталкивалась с фактами смерти близких людей и возможностью своей собственной смерти. Этично ли оставить её один на один с этим опытом, мыслями, страхами, заблуждениями?

Что не следует делать

1. Недооценивать тяжесть страдания вне зависимости от срока беременности, на котором произошла потеря («хорошо, что сейчас, а не после родов», «он мог бы родиться больным»).

2. Избегать разговоров об этом, снижать значимость события, объясняя состояние чем-то другим (усталостью, нездоровьем, недосыпом и прочее).

3. Торопить улучшение состояния, предлагая развлечения, выпивку; ограничивание горевания какими-то временными рамками («тебе уже должно быть лучше!»).

4. Обходиться общими фразами («держись, крепись, мужайся, нет худа без добра, время лечит»).

5. Навязывать свое понимание ситуации, искать положительные стороны события («не придется бросать работу или учебу, переезжать, растить ребенка одной»).

6. Предлагать жить ради других детей и скорее родить другого («лучше подумай о живых; тебе есть о ком позаботиться; еще родишь, молодая»).

7. Обсуждать с кем-либо эту ситуацию без согласия женщины.

8. Говорить, что ее долгожданный ребенок был «сгустком клеток/эмбрионом/зародышем/плодом»; не говорите, что ничего страшного не произошло, не называйте выкидыш «чисткой».

9. Обвинять женщину в случившимся, даже если вам кажется, что есть доля ее вины («ну ты же сама была не уверена, нужен ли тебе этот ребенок»).

10. Указывать женщине на то, что она могла бы быть «плохой матерью», если бы тот ребенок родился («ты не можешь себя держать в руках, какой бы матерью была для ребенка?»).

11. Объяснять ее состояние физиологическими причинами, гормональными изменениями («это все гормоны, ПМС, нужно проверить нервы и щитовидку»).

12. Торопить с возобновлением сексуальной близости («если ты так этого хочешь, мы можем завести еще одного ребенка»).

13. Говорить о наказании за «грехи отцов». «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29—30). Ребенок, умерший во время беременности или в родах, или родившийся с какими-то заболеваниями, не расплачивается своей жизнью или здоровьем за то, что что-то делали или не делали его родители. Только взрослый человек, наделенный свободой выбора, несет на себе всю ответственность за него. Младенец не обладает вообще никаким выбором. «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и останется, и беззаконие беззаконного при нем и останется. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет и не умрет (Иез 18:19—20).

14. Говорить женщине, что ее некрещеный ребенок попадет в ад, не наследует Царствия Небесного. Никто из живущих ныне не может ответить на этот вопрос, никто не знает, какая участь ждёт этих детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector