Формирование авторитета родителей в семье

Факторы, влияющие на формирование авторитета

Авторитет – это уважение между родителями и детьми, и основа здоровых отношений. Для того чтобы оно возникло и не исчезло, нужно несколько условий.

Важно понимать, что воспитанники стараются подражать своим родителям. Особенно это касается малышей дошкольного возраста

Ребёнок перенимает любую модель поведения – как положительную, так и отрицательную. Поэтому в первую очередь родителям стоит воспитывать себя.

Ребёнок уважает маму и папу когда их слова и поступки не разнятся. Дети замечают любую мелочь, поэтому родители всегда должны подавать правильный личный пример.

Малыши уважают тех взрослых, которые готовы прийти им на помощь, понять, выслушать. Дети нуждаются в требовательном, но разумном отношении и любви.

Педагогический такт – это то, без чего невозможно представить воспитательный процесс. Это значит, что родители понимают и учитывают индивидуальные особенности своего ребёнка.

Чаще всего проблемы в семье возникают тогда, когда нет организованной системы. Алкоголизм, неправильные отношения между родителями, ссоры при детях, предрассудки и суеверия уничтожают неокрепшую личность. Не получится организовать никакой авторитет в той среде, в которой нет места любви, взаимоуважению и правильным ценностям.

Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у детей выражается достаточно ярко

Такой ребёнок всегда считает себя самым лучшим, все подарки, угощения, игрушки, да и просто всё внимание окружающих должно принадлежать ему. Другие дети ему нужны только для того, чтобы на их фоне выделяться и чтобы взрослые видели, насколько он лучше остальных

Не терпит конкурентов ни в чём. Если видит, что другой ребёнок в чём-то лучше, да ещё и вызывает восхищение у взрослых, устроит истерику, чтобы переключить всё внимание на себя. Ревнует родителей ко всем. Если мама при нём кого-то похвалит – сразу в слёзы: «А как же я?».

Такому ребёнку очень нелегко приходится в жизни. Со временем другие дети перестают с ним общаться (кому же приятно дружить с человеком, который считает себя самым лучшим?). Ему грозит одиночество, а в процессе взросления придётся столкнуться с суровыми жизненными реалиями. Во взрослом мире уже никто не будет терпеть капризы и потакать его самолюбию, что-то будет не получаться, и ему придётся признать, что он не самый-самый. Такое положение вещей может вылиться в неврозы, которые повлекут за собой глубочайшую депрессию. Взрослым людям с завышенной самооценкой тоже тяжело. Переоценивание своих возможностей приводит к конфликтам в семье и на работе. Неудачи, даже самые незначительные, больно ранят психику, вызывая разочарование, стресс и раздражение. Личная жизнь не складывается, потому что такие люди привыкли ставить свои интересы превыше всего, они не способны на компромиссы и уступки. Всё это может привести к психическим и невротическим расстройствам.

Влияние авторитета родителей на развитие личности ребёнка

В воспитании психологи выделяют несколько стилей. Именно они определяют особенности взаимоотношений родителей с ребёнком и его личное развитие.

Для демократичных родителей важно, чтобы дети были дисциплинированные и самостоятельные. Они следят за тем, чтобы ребёнок правильно поступал, однако на него не давят

Разумная забота и тёплые чувства – вот основа этой модели поведения. Обычно в таких отношениях нет места конфликтам, переживаниям и раздражениям.
Для авторитарных родителей важно полное подчинение себе ребёнка. Запреты, контроль и указания лежат в основе этой воспитательной модели. В основном в таких семьях вырастают замкнутые и конфликтные дети. Несамостоятельность и неуверенность в себе дополняют этот образ.
Одно из самых сложных воспитательных явлений – это гипоопека. При такой модели поведения родители совсем не интересуются жизнью своих детей. Особенно пагубно такое отношение сказывается на подростках, которым нужен пример ответственного и уверенного в себе взрослого человека.
Противоположным предыдущему отношению является гиперопека. Она характеризуется излишней заботой и контролем над жизнью ребёнка. Несамостоятельность, пассивность и отсутствие друзей – вот последствия такой модели поведения. Сюда же можно отнести и слишком высокие ожидания.

Авторитет мамы

И мать, и отец в равной степени вносят вклад в формирование личности ребёнка. Однако у каждого из родителей есть и свои функции.

Мать – это хранительница домашнего очага. Она отвечает за поддержку, опеку и заботу. Для ребёнка мама – это любовь и уверенность в своей значимости.

Поскольку сейчас женщины перестали быть просто домохозяйками, они тоже учат детей самостоятельности. Часто матери не замечают, как берут на себя функции отца или забывают о своих желаниях и интересах. Узнайте, почему хорошая мама – это в первую очередь счастливая и состоявшаяся женщина.

Авторитет папы

Отец – это гарантия безопасности. Исторически сложилось так, что именно мужчина учил детей нравственным нормам поведения. Компетентность и образованность – это влияние отца.

В современных семьях часто происходит подмена ценностей и ролей родителей. И той идеальной схемы – слабая мать и сильный отец – практически нигде не встретишь.

Психологи советуют родителям действовать сообща и не отнимать друг у друга обязанностей. Только так они смогут воспитать здоровую и успешную личность.

Как добиться авторитета у ребенка в семье

Авторитет родителей – это крайне сложное в изложении понятие. Кратко охарактеризовать его можно так: авторитет – это внутренне признаваемая одними людьми власть и влияние других людей. В нашем случае это власть родителей над детьми. Причем авторитет для ребенка в семье – это непостоянная величина, его можно как сформировать в случае, если дети не подчинялись этому самому влиянию, так и потерять, если не соответствовать адекватным представлениям ребенка о «правильном родителе». Адекватные представления включают в себя не заявления вроде «хорошие родители все мне позволяют и покупают по первому требованию», а сентенции вроде «хорошие родители всегда меня защищают, поддерживают и способствуют развитию моей личности без подавления моей воли».

Авторитет родителей в семейном воспитании проявляется в естественном уважительном к ним отношении со стороны детей, в значимости для детей и ценности того, что родители им говорят.

Если просьбы и пожелания родителей дети выполняют добровольно и естественно, то такие родители воспитывают своего ребенка правильно и имеют свой родительский авторитет. Если аналогичные просьбы дети выполняют только по настроению, боясь наказания или же выпрашивая подарки и поощрения, то в таких ситуациях все намного сложнее. О наличии авторитета родителей в воспитании детей в этом случае говорить нельзя.

Естественно, каждые личностные и социальные отношения можно и нужно выстраивать. Поэтому родители для получения определенного влияния на ребенка должны заботиться о своем авторитете. В первую очередь, в традиционной патриархальной семье, которых в нашей стране еще достаточно много, главенствующая роль отводится отцу. Его слово – закон. Матери обычно достаточно быть радостной и спокойной, быть настоящей поддержкой для ребенка. Конечно же, ее влияние и авторитет также должны присутствовать, чтобы дети слушались и ее, поэтому матерям тоже полезно уметь выстраивать отношения с детьми так, чтобы их просьбы выполнялись без принуждений или угроз, что «все папе расскажу».

Как добиться авторитета у ребенка и удержать его как можно дольше? Основной совет современных психологов заключается в том, что взрослым надо чаще смотреть на себя глазами ребенка, анализировать свои действия и поступки, и если что-то идет не так, то искать причины такого поведения малыша и открывать новые пути воздействия на него.

Кроме самих родителей, на формирование авторитета родителей также влияют внешние факторы, среди которых культурные или религиозные традиции. Чем религиознее семья, тем больше авторитета отдается родителям самим социокультурным фоном. Так, у староверов, семьи которых очень религиозны, а сам социум закрытый, родители имеют абсолютный авторитет, их слово – последнее и обсуждению не подлежит. У староверов авторитет родителей выше, чем в православных семьях, у мусульман авторитет родителей больший, чем у христиан.

Говорите с ребенком по душам

Доверие – это важнейшая составляющая авторитета. Делитесь с ребенком, как прошел ваш день, что у вас было хорошего, что вы видели, какие у вас есть мысли (но детально не рассказывайте о своих личных переживаниях). Но никогда не делайте ребенка хранителем тайн от кого-то, других взрослых в семье. Никогда не делайте ребенка заложником одних секретов от других. В этом случае вы формируете с ним коалицию против взрослого, и ребенка это начинает тревожить – вплоть до невротических симптомов. Не употребляйте фразы типа «Я тебе расскажу, только не говори об этом папе», «Я тебе скажу, но давай, это будет наш секрет от мамы». Не делайте из ребенка «жилетку», в которую вы можете поплакаться.

При доверительном разговоре с ребенком не засыпайте его вопросами «Я что у тебя случилось?», «О чем ты думаешь?», «Чем недоволен?» От таких расспросов дети часто закрываются, уходят в себя. Поэтому лучший способ доверительного разговора – начать рассказывать о себе.

Честность и открытость — вот залог успеха

Полноценная семья отличается крепкими отношениями и пускать на самотек поступки ее членов крайне нежелательно. Нужно отдавать себе полный отчет за честность и открытость отношений. Это быть в курсе событий и интересов своего ребенка. Знание всех учителей и друзей своего чада. Любая деятельность должна быть под контролем. Тогда вам удастся избежать неприятных сюрпризов, а о вашем авторитете можно будет говорить с гордостью.

Если родители пользуются уважением своих детей, то это означает, что родительский престиж на высоте. Вот некоторые истины для хороших семейных отношений:

  • родителям следует правильно строить общение с детьми;
  • родителям стоит избегать отрицание к своим детям;
  • применять творческий подход не возбраняется;
  • умение слушать и слышать;
  • не надо быть провокатором конфликтов.

Если в семье родители относятся к ребенку, как к человеку «с большой буквы», можно с уверенностью сказать, что семейная атмосфера на высоте.

Мне нравится2Не нравится

Авторитет доброты

На данном примере тоже послушное поведение добивается через любовь, только в этом случае, оба родителя проявляют слабость. Мать и отец, будто добрые волшебники, позволяют ребенку все, что тот пожелает и предпочитают оберегать его от конфликтов. Мир в семье и семейное благополучие превыше всего. Вскоре, в такой семье, дети берут инициативу в свои руки и командуют всеми.

Родительское повиновение открывает бескрайний простор капризам, требований и желаний. А когда родители решаются на сопротивление, то уже почти невозможно исправить ситуацию. Отрицательный опыт плотно вошел в голову ребенка и ему он кажется не плохим, а очень даже удобным.

Воспитание детей: как отцу быть авторитетом для ребенка

Если отец будет отмахиваться от слов своих родителей, демонстрировать при ребенке небрежное к бабушке и дедушке отношение, то ребенок быстро спроецирует данную ситуацию на себя и своих родителей. Он решит, что так можно или даже нужно общаться с родителями. Поэтому семейные поддержка и взаимное уважение, выказываемое при ребенке, будут гарантировать уважительное отношение ребенка ко всем членам семьи.

Основное требование к формированию общесемейного авторитета – согласованность действий всех значимых для ребенка членов семьи. В реальности же часто «взрослые» проблемы, которые наблюдаются в семье, могут стать причиной крушения родительского авторитета. Например, свекровь недолюбливает невестку, говорит о ней в негативном тоне, относится к ней с долей пренебрежения, оспаривает ее слова и решения о том, что нужно делать ребенку. Конечно же, в такой ситуации ребенок может начать дерзить маме, оспаривать ее слова, иногда даже повторять те слова, которые услышал от бабушки. Или же обратная ситуация: теща не любит зятя, обзывает его, принижает его заслуги, откровенно пренебрегает его мнением, и все происходит при ребенке. В этом случае авторитет отца при воспитании детей пошатнется, ребенок начнет сомневаться в том, что его папа по-прежнему самый сильный, может защитить в случае опасности. В результате поведение малыша может стать плохим, он начнет капризничать, не выполнять отцовские просьбы, не слушаться его. Мужчины очень тяжело переживают крушение собственного авторитета у детей и могут не совсем адекватно реагировать даже на самые безобидные протесты. Часто первой реакцией после растерянности будет решение восстановить свой авторитет прямо здесь и сейчас при помощи наказания или крика.

Конечно же, все люди имеют право на плохое настроение и на выражение своего гнева и негодования. Но делать это нужно корректно, адекватно, не повышая голос, уравновешивая эмоции. Это научит ребенка не только проявлять свой гнев, но и управлять им. Человек должен управлять гневом, а не гнев – человеком. И умение это нужно закладывать именно в детстве.

Признаки завышенной самооценки

Распознать человека с завышенной самооценкой довольно просто. Достаточно просто какое-то время пообщаться с ним. Таким людям свойственно:

  • высокомерное, надменное отношение к другим людям;
  • уверенность в своей правоте («есть два мнения: одно моё, другое – неправильное»). Для человека с завышенной самооценкой не существует никаких авторитетов, признать чужую точку зрения не представляется ему возможным;
  • полное отсутствие самокритики, критика же со стороны воспринимается болезненно, с обидой, часто даже агрессивно;
  • стремление постоянно быть лидером, лучшим во всём (среди друзей, родственников, коллег). Если кто-то рядом оказался в какой-либо сфере успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов, а нередко даже становится врагом. Признать собственную слабость, некомпетентность, неудачу просто немыслимо. При этом характерно, что такой человек переоценивает свои возможности и часто берётся за дела, которые ему изначально просто не потянуть. Неудача повергает его в ступор и вызывает раздражение, агрессию;
  • навязывание своей точки зрения, даже если ей никто не интересовался;
  • постоянное желание всех поучать и авторитетно делиться опытом, даже в тех случаях, когда это не требуется;
  • «якание» в разговоре. О чём бы ни шла речь, человек с завышенной самооценкой всегда сведёт беседу к обсуждению себя. Он очень любит говорить и при этом совершенно не умеет слушать. У собеседника во время общения возникает чувство, что его просто используют в качестве слушателя монолога, при этом встречные реплики не приветствуются и вызывают явную скуку;
  • обвинение других в своих проблемах и неудачах. Такой человек никогда не признает, что не смог справиться с задачей, всегда найдется оправдание и другой виновный.

Авторитет любви

Один из видов анти-престижа, это показатель родительской любви. Такие родители убеждены, что, если бесконечно называть ребенка нежными словами, то в ответ они станут любить своих предков. Мало того, избыток ласки в виде «обнимашек» сыплются на детей в таком избыточном количестве, что со стороны просто приторно становится быть свидетелем такого зрелища. Семья погружается в сентиментальности порой наигранно и неестественно. Делают это напоказ, в местах скопления большого количества «зрителей». И ошибкой таких родителей считается заблуждение, что в ответ на это ребенок должен все делать из любви к родителям. А ведь важные аспекты воспитания проходят мимо в таких отношениях.

Она формирует почву для эгоизма. Ребенок замечает, что если с добрым выражением лица делать глупости и пакости, то родителей можно обмануть. Даже «надуть губы» можно, глядя в лицо родителям, как бы демонстрируя, что любовь прошла. И вот уже маленький манипулятор с циничным расчетом добивается своих целей. При этом он никого не любит, а только подбирается к людям с расчетом получить какой-то результат. Бывает, что к родителям любовь сохраняется, но к остальным людям нет ни чувства товарищества, ни симпатии.

Признаки низкой самооценки ребенка

Маленькие дети и дошкольники рассматривают себя, как элемент семьи, и авторитет родителей для них важнее, чем вся информация, приходящая извне.

К 12 годам они накапливают опыт общения, учатся критически мыслить и сомневаться. Теперь сверстники и учителя влияют на них больше, чем близкие люди, количество требований резко возрастает.

Признаки того, что ребенок не справляется с ожиданиями родителей или окружающих:

  • Малыш держится в стороне от других детей, скрещивает ноги, группируется, не смотрит в глаза взрослым.
  • Не переносит критику, не умеет проигрывать, часто плачет вместо того, чтобы отстаивать свою правоту.
  • Отказывается быть первым в играх и соревнованиях, не выступает инициатором чего-либо.
  • В больших группах не высказывает свое мнение, пока к нему не обратятся напрямую – уверен в собственной бесполезности, боится быть осмеянным.
  • Дошкольник или подросток без причины агрессивен. Так он пытается защитить себя от нападения.
  • Отсутствует интерес к собственному внешнему виду – ребенок может быть неопрятным, ходить в одной одежде несколько дней, забывать про чистоту волос и ногтей.
  • Ребенок говорит тихо, непонятно. Строит короткие предложения, может оборвать речь из-за недостаточного внимания к нему.
  • Слишком жесток к себе, подолгу переживает из-за собственных ошибок, не верит в возможность успеха.
  • Дети постарше пытаются повысить самооценку с помощью издевательств над младшими и слабыми.

У ребенка может обнаружиться один, несколько — или сразу все эти признаки. Нельзя сказать точно, относятся ли они к низкой самооценке, или сигнализируют о других проблемах.

Чтобы исключить ошибку, следует изучить окружение ребенка.

Распространенные ошибки в семейном воспитании

Одна из причин постоянных конфликтов – это контроль. Чаще всего проблемы возникают тогда, когда родители забывают о том, что ребёнок – это полноценная личность.

Для поддержания конфликтных ситуаций психологи предлагают несколько способов:

  • достижение мира любой ценой;
  • стремление к победе – взрослый всегда старается выиграть любой спор;
  • компромисс – это самый подходящий вариант;
  • избегание проблемы.

И авторитарное воспитание, и отсутствие какого-либо контроля приводит к одинаковым последствиям. Поэтому стоит поискать промежуточные варианты.

Психологи выделяют несколько моделей поведения:

  • родители постоянно говорят в приказном тоне, что нужно делать;
  • ребёнок высказывает своё мнение, однако взрослые к нему не прислушиваются;
  • малыш сам принимает решения, однако родители всё равно остаются в курсе всех его поступков;
  • практически все решения ребёнок принимает самостоятельно;
  • воспитанники сами выбирают: слушать им родителей или нет.

Что делать, если у вас завышенная самооценка

Если же завышенная самооценка и неадекватное восприятие себя наблюдаются не у кого-то из ваших знакомых, а у вас самих, то ее можно и нужно корректировать. Прислушайтесь к рекомендациям психологов.

  • Научитесь спокойно воспринимать критику и задумываться о замечаниях, которые вам делают другие люди.
  • Прислушиваетесь к чужому мнению. Люди со стороны могут видеть ситуацию лучше, чем вы.
  • Любую похвалу воспринимайте критично, оценивая ее искренность и заслуженность.
  • Сравнивайте себя с людьми, которые более успешны, чем вы. Чужой пример поможет вам более адекватно воспринимать свои способности и достижения.
  • Перед тем как браться за какое-либо дело, постарайтесь адекватно оценить свои возможности.
  • Осознайте, что недостатки есть у всех людей, и у вас тоже.
  • Развивайте самокритику, учитесь видеть свои ошибки.
  • Учитесь понимать и принимать в расчет чувства и желания других людей, а не только собственные.

Завышенная самооценка способна испортить человеку жизнь еще больше, чем заниженная. Поэтому над ней нужно работать. Если не получается исправить ее самостоятельно, можно обратиться к специалисту и вместе с ним проработать все психологические проблемы, мешающие жить полноценной жизнью.

Тест КАКОЙ Я?

Тест предназначен для определения самооценки ребенка 6-9 лет.

Для проведения тестирования необходимо спросить ребенка как он воспринимает и оценивает себя по десяти различным положительным качествам личности.

№ п/п Оцениваемые качества личности Оценки по вербальной шкале
да нет иногда не знаю
1 Хороший
2 Добрый
3 Умный
4 Аккуратный
5 Послушный
6 Внимательный
7 Вежливый
8 Умелый (способный)
9 Трудолюбивый
10 Честный

Обработка результатов:

Ответы “да” оцениваются в 1 балл, ответы “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Ключ к тесту:

10 баллов — очень высокий 

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника и младшего школьника обычно достаточно высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.