Глубинная психология кратко основные принципы психоанализа для получения ответов

Мой синий – твой синий… или нет?

Все мы знаем, что лимоны – желтые, а небо – голубое и, вне всяких сомнений, найдем с чем сравнить все оттенки коричневого цвета. Но совпадает ли наше восприятие цветов, видим ли мы цвета совершенно одинаково? Оттенки и их названия соотносятся исключительно с нашим индивидуальным опытом; ученые не исключают, что все мы видим цвета по-разному, и даже попытка косвенного их объяснения мало что способна упростить.

Рассмотрим на примере: красное яблоко может восприниматься Толей как фиолетовое, а Соней – как черное. Но они называют цвет одним словом, потому что и Толю, и Соню так научили еще в детстве. Они всю свою жизнь слышат именно такое название – потому и нет противоречия.

То есть, по сути, основным этапом узнавания чего-либо является этап научения, передачи опыта младшему поколению. В данном случае, это – информация о том, что такое цвет и как называются цвета. Ребенок не рождается со знанием оттенков; называть и отличать их друг от друга учат родители.

Возможно, таким видит цвет ягоды ваш друг. А может, и все друзья сразу.

Ученый Джозеф Кэрролл из Медицинского колледжа штата Висконсин даже утверждает следующее: «Думаю, можно сказать с уверенностью – люди не видят цвета одинаково» . По сей день нет никаких научных способов доказать или опровергнуть это утверждение, как и разрешить эту загадку вообще. А если все вышеописанное не показалось Вам достаточно убедительным, попробуйте в разговоре с друзьями выяснить, какой цвет для них является синим и как бы они его описали. Без сравнений!

Виды психологических проблем

Существуют десятки видов неврозов, синдромов, расстройств. Перечислить их все не представляется возможным

Обратим внимание на основные социально-психологические проблемы личности, актуальность которых отмечают современные специалисты (актуальные запросы в кабинете психолога):

  • комплексы;
  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • фобии;
  • нерешительность;
  • импульсивность и непредсказуемость;
  • усталость от жизни;
  • повышенная тревожность;
  • одиночество;
  • измены и конфликты в семье;
  • зависимость от чужого мнения;
  • патологическая привязанность, влюбленность;
  • зависимости;
  • депрессия;
  • кризисы;
  • деструкции (саморазрушающее поведение);
  • дисморфофобия (непринятие своей внешности).

В широком смысле можно выделить такие группы конфликтов:

  • трудности в сфере коммуникаций;
  • семейные неурядицы и кризисы семьи;
  • возрастные кризисы, например, во время подросткового кризиса возрастает риск поведенческих расстройств;
  • неудачи в трудовой сфере;
  • трудности во взаимодействии с противоположным полом;
  • сложности развития и становления личности.

В психологии не существует общепринятой классификации видов психологических проблем. Рассмотрим некоторые из них. Какие бывают психологические проблемы и трудности:

  1. По уровню проявления: когнитивные, эмоциональные, поведенческие.
  2. По своей природе: первичные (выступают причиной других расстройств) и вторичные (следствие других трудностей).
  3. По времени проявления: старые, новые и хронические.

По характеру трудности бывают очевидными и неочевидными. О наличии первых субъект догадывается. Если речь идет о скрытых конфликтах, то человек, как правило, не замечает их. Например, мало кто понимает, что запрограммирован на саморазрушение. В этом случае конфликта как бы нет, потому что сам человек не осознает его, но на самом деле противоречие есть.

Специфическая разновидность – надуманные трудности. Это похоже на ипохондрию: человек надумывает сам себе симптомы, ставит диагнозы и верит в это.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, – низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Виды

Сложно составить единую классификацию психологических трудностей: их слишком много и часто они специфические. Наиболее распространенные проблемы:

  1. Проблемы коммуникации. К ним относится чувство одиночества, неумение налаживать контакты с другими людьми, боязнь людей, общения. В запущенных случаях проблемы коммуникации лишают человека всех возможностей развития: в отношениях, работе, личной жизни.
  2. Возрастные кризисы. Наиболее известны проблемы подросткового кризиса: агрессия, перепады настроения, склонность к асоциальному поведению. Кризисы сопровождают человека всю жизнь. Зная об этом, переносить их легче.
  3. Семейные проблемы. Распространенный тип психологических трудностей, который влияет на другие жизненные аспекты. Детско-родительские отношения определяют цели и стремления человека, даже если он отрицает это. Решение проблем внутри семьи обычно требует долгой терапии и сопряжено с сильными эмоциональными переживаниями.
  4. Проблемы отношений с противоположным полом. К ним относятся и эмоциональные, и сексуальные расстройства, боязнь отношений.
  5. Проблемы индивидуального развития. К ним относятся проблемы, которые спровоцировала внешняя обстановка. У человека, выросшего в традиционной семье, уровень доверия к миру высокий, а тревожность низкая, у человека из дисфункциональной неполноценной семьи — наоборот.

Однозначно определить, какая именно проблема является основной, невозможно. Это всегда комплекс причин, влияющих на человека. И устранять их нужно также комплексно, иначе симптомы будут постоянно возвращаться.

Виды психологических проблем

Психологические проблемы могут быть «внешними» и «внутренними», но те и другие угнетают человека.

Внешние проблемы являются следствием взаимоотношений с окружающими, а внутренние проблемы – это следствие особенностей психологического мира самого человека.

Психологические проблемы делить на подвиды достаточно сложно, потому что любой внутренний конфликт распространяется и на другие сферы, но, тем не менее, психологические проблемы классифицируются.

Можно выделить:

  • Индивидуальные психологические проблемы, которые связаны с биологической сущностью человека. Это могут быть неконтролируемые страхи, недовольство своими физическими данными, тревожность, проблемы в сексуальной сфере и др.;

  • Субъектные психологические проблемы – они связаны с какой-либо деятельностью и необходимостью её выполнения. Довольно часто они могут маскироваться под проблемы другого рода, например, никто о себе не будет говорить, что глуп, а попытается найти проблему в межличностных отношениях, считая, что к нему относятся предвзято.

  • Личностные психологические проблемы связаны с положением человека в социуме – это может быть комплекс неполноценности, недостаточный статус, проблемы общения с коллегами, друзьями, партнерами, членами семьи, ролевые проблемы;

  • Индивидуальностные проблемы связаны с достижением долгосрочных целей – переживание непреодолимых препятствий, потеря уважения к самому себе, внезапные кризисы, проблемы на работе, ощущение бессмысленности бытия и др.

С возникшими психологическими проблемами необходимо быстрее разобраться, потому что, если их не решать в течение длительного времени, они укореняются и усложняют ситуацию.

Для этого существует психологическая помощь, которая тоже имеет свои границы.

Психологическую проблему, формировавшуюся на протяжении многих лет, сразу решить почти невозможно. Человеку сложно контролировать свое подсознание, что является основой психологических проблем.

Бессознательная область человека — это своеобразное хранилище всех негативных переживаний, ситуаций и поражений

Психологические проблемы возникают, когда человек не использует сознание и не переключает свое внимание на позитивные события

Как не допустить развития психических расстройств?

Люди подвержены стрессу в разной степени, но даже самые стойкие нуждаются в регулярной «перезагрузке». Для профилактики развития психологических проблем можно использовать:

  1. Короткие медитации. Это настоящий феномен в сфере психологии: достаточно 5–7 минут в день, чтобы ощутить результат. Медитация — это самосозерцание. Нужно просто закрыть глаза и глубоко дышать, не обращая внимания на окружающий шум. Медитация поможет восстановить силы во второй половине рабочего дня и снять усталость вечером. Практики уверяют, что она помогает дольше не стареть и сохранять ясность ума.
  2. Заземление. Близкая к медитации техника, но глаза закрывать не нужно. Необходимо сосредоточить взгляд на каком-нибудь красивом предмете. Например, смотреть на цветок или картину. Нужно стараться не допускать возникновения посторонних мыслей, думая только о выбранном предмете.
  3. Ведение дневника. Записывание прожитых событий и впечатлений помогает их переосмыслить и не зацикливаться на негативных эмоциях.
  4. Утренние страницы. Метод, избавляющий от навязчивых мыслей. Нужно сразу после пробуждения написать 5–10 страниц, записывая все, что придет на ум.
  5. Водные процедуры. Мытье — это не только гигиена. Доказано, что вода успокаивает и заряжает бодростью. После сложного дня или неприятного события нужно принимать ванну или душ.

Также профилактикой психологических проблем будет ведение здорового образа жизни: достаточный уровень физической активности, правильное питание, соблюдение водного баланса

Это важно и для молодежи, и для людей пожилого возраста

Диагностика состояния психики

Определить причину психологической проблемы можно только при личной консультации со специалистом. Психологи используют несколько способов поиска:

  1. Беседа. С нее начинается диагностика. Найти проблему при первом разговоре обычно не удается, но психолог отмечает, о какой сфере жизни клиент говорит неохотно, и далее работает с ней.
  2. Тесты. Различные опросники, графические методики, тесты свободного выбора помогают выявить скрытые переживания, оценить мировоззрение.
  3. Наблюдение. Проводится в рамках стационара, приемного кабинета или смоделированной проблемной ситуации. Психолог наблюдает, как человек ведет себя, как разговаривает, жестикулирует, в какой позе стоит или сидит. Жесты почти невозможно контролировать, и по ним можно узнать о самовосприятии и мировосприятии человека.
  4. Гипноз. Если пациент скрытен, психолог вводит его в состояние гипноза. Это позволяет выявить подавленные воспоминания, добраться до переживаний, которые пациент игнорирует.

Выявив, что послужило причиной развития проблемы, психолог подбирает подходящее средство терапии:

  • консультации (индивидуальные и групповые);
  • терапевтические игры;
  • тонизирующие и релаксационные упражнения;
  • средства арт-терапии, творческие упражнения, лечение цветом и звуками;
  • сказкотерапию, ведение записей.

Продолжительность лечения и необходимость более серьезных средств подбирается индивидуально. Параллельно психолог занимается просвещением, повышая уровень осознанности пациента.

Причины возникновения трудностей

Психологическая проблема — реакция психики на внешнюю среду, и искать причину стоит не в человеке, а в его окружении. Факторы, затрудняющие адаптацию:

  1. Ошибки в воспитании. Слишком сильный родительский контроль также опасен, как и безразличие. В первом случае ребенок лишается ощущения себя как самостоятельной личности. Во втором — не может доверять родителям, чувствует себя ненужным и одиноким.
  2. Завышенные ожидания. Если в своих мечтах человек успешный, а в реальности реализовать себя ему не удается, у него развивается нарциссическое расстройство. Оно часто развивается у подростков, становится причиной наркологической зависимости, агрессии, потери связи с реальностью.
  3. Пребывание в опасной ситуации. Когда человек попадает в ситуацию, несущую реальную угрозу жизни (например, в зону военных действий), психика мобилизует все ресурсы и быстро истощается. Если из ситуации удается выйти, развивается ПТСР — расстройство, при котором человек повторно проживает эмоции, которые испытывал во время опасности. Без лечения это может привести к развитию паранойи, шизофрении.

Поиском причины появления проблем должен заниматься психолог. Если он обнаруживает запущенное расстройство, может понадобиться медикаментозное лечение. Этим уже занимается психиатр.

Агрессия у подростков

Как может помочь психолог?

Многие люди, находящиеся в цепких лапах личных проблем, недооценивают деятельность психотерапевтов, считая ее неэффективной, обычно, человек заявляет себе и окружающим, что и сам в силах справиться с трудностями. Такой вариант возможен, но чаще это все-таки самообман и самоуспокоение.

Профессиональный психолог использует целый ряд действенных методик, благотворно влияющих на обратившегося.

Основными способами психотерапии являются:

  • Доброжелательная беседа с посетителем, выявляющая проблемы и их корни;
  • Курсовые сеансы оздоравливающего общения;
  • Установка на самостоятельную оценку ситуации и борьбу с ней.

Сегодня существует множество новейших методик эффективного оздоровления психики человека. Например, большой популярностью пользуется способ гипнотерапии или метод гештальт-терапии. Последний вариант весьма популярен в исполнении опытного психотерапевта Анны Паршиной (Узбековой), ведущей прием в Москве. Способ представляет собой лояльный разговор по душам и воздействие на сознание рядом уникальных приемов. Более подробно гештальт-терапия представлена га сайте https://mirludey.org/ где имеется программа оздоровления от Анны и контакты для связи с ней.

О редукционизме в психофизических вопросах в наши дни

В середине прошедшего столетия методика редукционизма вошла в состояние глубоко кризиса. Ввиду того что придерживающиеся данного направления ученые фактически отрицали вероятность наличия сложных психических процессов, протекающих вне прямой зависимости от физиологии мозга, редукционизм как методика оказался несостоятелен.

Однако в XXI столетии это психологическое направление переживает перерождение. Разумеется, методология претерпела некоторые изменения и уже не содержит категорических утверждений. Однако суть ее остается прежней: объяснение сложного через познание простого.

Сам же метод широко используется в социологии и прочих науках. Редукционизм в социологии – способ рассмотрения личности через призму общественных отношений. Кибернетический редукционизм – способ рассмотрения психофизических процессов в качестве следствия анализа и переработки информации. То есть природа человека в этой теории представляется аналогичной устройству компьютера.

Понятие и суть

В психологии понятие «проблема» имеет несколько значений. Чтобы выделить трудности, имеющие психологический характер, нужно ориентироваться на корень их возникновения. У психологической проблемы он внутренний: связан с представлением человека о мире, самом себе, межличностных взаимодействиях.

Психологические проблемы часто имеют неявные симптомы и мешают реализации в нескольких жизненных сферах. Можно выделить 4 основные зоны, которые затрагивают психологические проблемы:

  1. Индивидные трудности. Тесно связаны с телесностью. Человек, имеющий расстройства в этой сфере, часто имеет проблемы с физическим здоровьем. У него есть явные или мнимые изъяны во внешности, сексуальная дисфункция, возможна инвалидность или хроническое заболевание.
  2. Субъектные трудности. Связаны с выполнением целенаправленных действий. Люди, имеющие проблемы в этой сфере, имеют слабую волю, низкий уровень интеллекта, у них недостаточно мотивации для саморазвития. Субъектные проблемы не только ограничивают возможности, но и мешают искать пути выхода из сложных ситуаций.
  3. Личностные трудности. Препятствуют человеку быть полноценным членом общества, участвовать в социальной жизни. У таких людей заниженная самооценка, они не чувствуют себя частью группы.
  4. Индивидуальные трудности. Связаны с самореализацией. Самый сложноосознаваемый тип проблем, поскольку тяжело поддается описанию и классификации. К таким проблемам относятся страхи, связанные с жизненными потерями: внезапная смерть близких, заболевания, ощущение пустоты, потеря смысла жизни.

Психологические проблемы есть практически у каждого человека, но уровень психологической грамотности остается низким. Часто человек проживает с проблемой всю жизнь, не догадываясь, что от нее можно избавиться

Поэтому важно уметь замечать симптомы и вовремя от них избавляться.

Потеря смысла жизни

Причины возникновения сложностей

Трудности имеют психологические, социальные и физиологические предпосылки.

К психологическим причинам относятся:

  • неудовлетворенные потребности;
  • жизнь против своей природы;
  • систематическое подавление чувств, эмоций, желаний.

Говоря простыми словами, человек или переживает из-за того, что ему чего-то не хватает, или страдает от того, что не может от чего-то избавиться. Так или иначе, речь идет о самоподавлении. Это и делает индивида несчастным.

Интересно! У большинства людей привычка подавлять эмоции, чувства и желания появляется еще в детстве, когда родители то и дело твердят: «Не кричи», «Не реви», «Обойдешься», «Это нельзя», «Я тоже много чего не хочу, но надо».

Вторая группа психологических предпосылок – сильные эмоциональные потрясения или множество мелких переживаний. Например, к сильному потрясению относится смерть кого-то из близких. Пример частых мелких потрясений – систематические унижения, оскорбления, побои.

К социально-психологическим причинам относятся:

  • бедность или нестабильный заработок, задержки выплат, смутные перспективы;
  • безработица;
  • нестабильная обстановка в обществе;
  • резкие изменения в жизни (развод, переезд, смена работы, увольнение, свадьба, выход на пенсию).

Кроме этого, можно выделить физиологические причины психологических проблем. Затяжная или тяжелая болезнь, травмы головы, опухоли, интоксикации, гормональный сбой тоже могут вызвать нарушения. Аномальная работа нейромедиаторов приводит к депрессии, тревожным расстройствам, апатии, раздражительности и прочим проблемам.

О теории Готфрида Вильгельма Лейбница

Один из самых знаменитых философов, логиков и математиков Саксонии тоже был не во всем солидарен с Рене Декартом. Также Лейбниц не поддерживал и учение английского философа Гоббса.

Согласно теории саксонца, духовное и телесное начала обладают одинаковым значением, и они равны по степени важности в природе человека. Лейбниц полагал, что телесная и духовная составляющие следуют собственным законам развития, гармонично дополняя одна другую

Как полагал ученый, духовная составляющая человека проявляется под воздействием «конечных» причин, к примеру, необходимости в достижении какой-либо цели. Телесная же составляющая подчиняется объективным, действительным причинам. Эти составляющие не оказывают непосредственного воздействия одна на другую, то есть желание человека есть, пить или же необходимость в дыхании никак не влияют на его духовность, и наоборот. Тем не менее обе ипостаси человеческой природы пребывают в состоянии гармонии, поскольку являются частями единого целого.

Главенство же Лейбниц отводил не материальной, а духовной составляющей. То есть ученый полагал, что в некоторых случаях телесное начало следует за духовными потребностями, а не наоборот.

О редукционизме в психофизических вопросах в прошлом веке

Подобные варианты решения психофизической проблемы возникли в позапрошлом столетии благодаря работам таких ученых:

  • Людвиг Бюхнер.
  • Карл Фогт.
  • Якоб Молешотт.

Все они являлись материалистами. Сочетание идей и мыслей этих ученых получило в научном мире наименование «физиологический редукционизм». Суть данного направления заключалась в том, что мозг человека, как орган, выделяет в процессе своего функционирования мысль. Это происходит аналогично тому, как в печени выделяется желчь или же в желудке – сок. Таким образом, ученые полагали, что для объяснения психических явлений необходимо вплотную заниматься мозгом человека как органом.

Теория получила весьма широкое распространение, достигнув апогея в 20-е годы ушедшего столетия. В начале прошлого века было принято объяснять даже чрезвычайно сложные и запутанные психические состояния сочетаниями простейших рефлексов. В качестве примера вполне можно рассмотреть знаменитую «собаку Павлова». Сам И. П. Павлов также являлся сторонником и последователем идей физиологического редукционизма. В России этот метод был актуален для рассмотрения психофизических проблем вплоть до середины прошедшего столетия.

В психофизических вопросах редукционизм был подхвачен и взят на вооружение учеными, придерживающими направления бихевиоризма. Его суть заключается в отрицании существования духовной составляющей, а человек рассматривается в качестве «реагирующего на раздражители» организма.

Виды психологических защит

Вытеснение (подавление) – один из элементов психологической охраны, роль которого заключается в том, чтобы мотивировать на устранение чего-либо из рассудка. Двигаясь к области неосознанного чувства, мысли, стремления к действию заставляют поведение влиять на него, ощущать чувство тревожности.

Сублимация – элемент, с помощью которого запрещенное половое влечение, двигается в сторону не возбуждающих предметов, разряжение происходит в виде деятельности или работы, оптимальной для человека и социума. Как считал Фрейд это наиболее продуктивный метод функционирования индивида. Творческий процесс является разновидностью сублимации.

Регрессия – движение назад, предохранительная система, представляющая из себя некую форму психологической адаптации в условиях конфликта либо беспокойства, в том случае если индивид неосознанно склоняется к наиболее ранним, в меньшей степени зрелым и мало соответствующим стандартам поведения, которые, с его точки зрения, выглядят гарантирующими защиту и безопасность.

Замещение – также является механизмом психологической защиты, цель — заменить предмет, на который ориентированы чувства. Если эмоциональное выражение в отношении данного предмета представляет угрозу, то включается механизм замещения. Например, гнев, направленный в сторону наиболее слабого и беззащитного индивида.

Проекция – присвоение другим, собственных обычно преступных вожделений, идей, тем, мотивов, чувств, черт характера и т. п., думая, что получил и воспринял это не внутри себя, а где-то извне. («Не одному человеку невозможно верить, — говорит человек, поступающий не всегда честно и добропорядочно в собственных действиях»).

Рационализация – дает возможность человеку найти оправдание неприемлемым стремлениям для него, тем не менее, существующих для него желаниям, стремлениям, чувствам и мотивам. Желание подыскать им общественно одобряемое обоснование.

Изоляция – защитный механизм задачей, которого является удаление из сознания психологического волнения, переживания, однако, сохраняя при этом его восприятие.

Типичные симптомы

Симптоматика психологических проблем обширна. Появление одного симптома еще не говорит о наличии проблем, но совокупность 3 и более признаков должно насторожить. Типичные признаки:

  • головные боли;
  • тошнота, появляющаяся по утрам, отвращение к еде;
  • вздутие живота, запор;
  • покалывание в пальцах;
  • частые вирусные заболевания (простуда, герпес)
  • тремор рук, ломота костей, как при гриппе;
  • сильный зуд, желание вымыть руки;
  • повышенная потливость;
  • резкое похудение или набор веса;
  • учащенное сердцебиение;
  • кашель и боль в горле без других симптомов ОРЗ;
  • энурез (особенно у дошкольников);
  • сильное чувство голода, постоянное переедание;
  • чувство усталости без видимой причины;
  • проблемы с потенцией, отсутствие сексуального интереса.

Отдельно стоит выделить паническую атаку, как уникальный комплекс симптомов, свидетельствующих о наличии психологической проблемы. Паническая атака — продолжительное (от нескольких минут до нескольких часов) состояние дискомфорта, при котором больной переживает ряд неприятных ощущений:

  • холод в конечностях, зуд, «мурашки»;
  • затрудненное дыхание, боль в груди;
  • дезориентацию, ощущение «сна наяву»;
  • приступ слабости;
  • головокружение, обморок.

Паническая атака, как и другие симптомы, появляются внезапно. Поначалу они случаются редко, потом частота проявлений возрастает. Если удалось установить, что причина — психологическая, а не физиологическая, для ее устранения потребуется особое лечение.

Уровни психологических проблем

Определение 1

Уровень психологических проблем – это степень сложности внутренних проблем человека с соответствующими симптомами психологических нарушений.

Дифференциацию психологических проблем по уровню сложности провел Н.Д. Линде, выделив несколько уровней:

  • Первый уровень получил название сверхнормы – это люди, наполненные творческими идеями, озарением и вдохновением, они не испытывают эмоциональной и физической напряженности и легко переносят психологические травмы. Им не свойственны неврозы и стереотипность решений. Возникающие проблемы касаются творческой или духовной самореализации;

  • Уровень нормы означает, что человек достаточно хорошо справляется с трудностями и возникающими неприятностями, он адаптирован к социальной среде, справляется с семейными обязанностями. Человек уровня нормы адекватно осознает свои проблемы, гибко реагирует на изменение ситуаций;

  • Уровень поведенческой дезадаптации означает, что иногда человек не справляется с несложными жизненными ситуациями, у него могут быть проблемы на работе и в учебе, проблемы в общении. На возникающие трудности может реагировать неадекватно, проявляя невротические реакции, доходящие до нервных срывов;

  • Уровень эмоциональных нарушений, при котором возникают глубокие невротические состояния, такие как гнев, отчаяние, чувство вины, депрессия. Гибкость мышления утрачивается, возрастает внутреннее и телесное напряжение. С данным уровнем нарушений связаны такие проблемы, как смерть близких людей, разочарование в любви, сложные семейные отношения, последствия стресса;

  • Уровень невроза при котором имеют место уже психосоматические заболевания – астма, язва желудка, гипертония, аллергия и др. Подобные невротические состояния могут быть постоянными и иметь невротические признаки в виде навязчивых страхов, а возможные проблемы – алкоголизм, курение;

  • Уровень психопатий, когда происходят болезненные изменения характера – истероидная, шизоидная, гипертимная психопатии. Это уровень сексуальных извращений, маниакального поведения. Консультативная работа для носителей этого уровня очень сложная и требует высочайшей квалификации;

  • Уровень психозов связан с острыми психотическими заболеваниями – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз. Уровень психозов характеризуется искаженным восприятием реальности, возникновением бреда и галлюцинаций. Человек во многих ситуациях утрачивает над собой контроль, не отдает отчета в своих действиях и не в состоянии воспринимать адекватно психологические воздействия, поэтому не подлежит коррекции. В таких случаях показано только медикаментозное лечение.

Из всех симптомов психологических нарушений особая роль принадлежит эмоциям, которые отражают степень фиксации на нереализованной цели. Степень фиксации отличает один уровень сложности проблемы от другого уровня. В результате можно определить размеры потери свободы человека и его ответственности за свое поведение.

Межличностные конфликты

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология — это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:

  • Семейные конфликты (разные ценностные ориентиры, проблемные отношения с детьми, сексуальная неудовлетворенность, ощущение недопонимания и обид, измена, разводы).
  • Конфликты на рабочем месте (конфликтные ситуации, эмоциональные стрессы, синдром хронической усталости, стрессы, неудовлетворенность, агрессия, ощущение, что это препятствует взаимному пониманию, работе и карьерному продвижению).
  • Конфликты с друзьями и родными людьми (психологическое раздражение, зависть, болезненная ревность, обида).
  • Конфликты с посторонними людьми (уличные конфликты, в автотранспорте, в помещении с незнакомыми людьми).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.