Социальная мобильность: виды и примеры. вертикальная и горизонтальная мобильность

Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды

Пути, по которым перемещаются люди из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. В открытых обществах существует большое количество социальных лифтов. В закрытых обществах смена статуса не поощряется, существуют барьеры на этом пути.

Питирим Сорокин выделял восемь лифтов вертикальной мобильности:

  1. Армия

  2. Церковь, религиозные организации

  3. Школа, образование и наука

  4. Политика: правительственные группы, политические партии

  5. Искусство, шоу-бизнес, спорт

  6. СМИ: пресса, телевидение, радио

  7. Экономические организации: собственность, бизнес

  8. Семья и брак

Картина Павла Федотова «Сватовство майора». Герой картины — небогатый дворянин-офицер, который хочет жениться на купеческой дочке и тем самым поправить дела.

Понятие и виды

Социальная мобильность – любое изменение индивидом или группой своего положения в социальной структуре общества, переход из одного социального слоя в другой или перемещение внутри него, пространственная подвижность.  Термин введен в социологию в 1927 году исследователем П. А. Сорокиным.

Существуют различные виды социальной мобильности:

  • Вертикальная – перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (продвижение по карьерной лестнице, изменение материального положения, миграция).
  • Горизонтальная – передвижение внутри одного социального уровня (перемена гражданства, семейного положения, смена места жительства или профессии).
  • Восходящая – продвижение к позициям с более высоким престижем.
  • Нисходящая – понижение социального статуса.
  • Межпоколенная – выявляется сравнением социального статуса индивида по сравнению с его родителями.
  • Внутрипоколенная – взлеты и падения индивидуальной карьеры.
  • Организованная – процесс, формируемый и управляемый государством. Носит как добровольный (переезд в удаленные регионы по соответствующим государственным программам), так и принудительный (насильственное переселение этнических групп) характер.
  • Стихийная – неорганизованные перемещения людей (переезд в другой город, страну с целью заработка).
  • Структурная – определяется изменениями в структуре народного хозяйства (реформами, сокращением и возникновением новых отраслей и профессий) и происходит помимо воли отдельных индивидов.
  • Добровольная – основанная на свободной воле людей (трудовая миграция, постоянные перемещения высококвалифицированных специалистов).
  • Вынужденная – вызванная необходимостью, тяжелой жизненной ситуацией (миграция беженцев, вынужденных переселенцев, бродяг).
  • Индивидуальная – социальные перемещения одного индивида, связанные с достигаемыми социальными статусами.
  • Групповая – изменение статуса целой социальной группы, класса, слоя на фоне войн, революций, смены политического строя.
  • Социальная иммобильность – постоянство, неизменность положения человека, группы в обществе.

Одним из проявлений социальной мобильности является миграция – перемещение населения, сопровождающиеся изменением места жительства. Виды миграции различаются по:

  • причинам – добровольная и вынужденная;
  • типу – внешняя и внутренняя;
  • виду – возвратная и безвозвратная;
  • статусу – легальная и нелегальная;
  • характеру – трудовая и политическая.

Большие потоки миграции выступают значимым фактором развития городов, стран, континентов, оказывают значительное влияние на демографические и социальные процессы в отдельных регионах.

Выберите верные суждения о социальной мобильности

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Выберите вер­ные суж­де­ния о видах со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Внутрипоколенная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет из­ме­не­ние со­ци­аль­но­го ста­ту­са от од­но­го по­ко­ле­ния к другому.2) Наряду с ин­ди­ви­ду­аль­ной мо­биль­но­стью су­ще­ству­ет и груп­по­вая мобильность.3) Повышение че­ло­ве­ка в долж­но­сти слу­жит при­ме­ром го­ри­зон­таль­ной вос­хо­дя­щей мобильности.4) С пе­ре­хо­дом к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству со­ци­аль­ная мо­биль­ность возрастает.5) Неоднократное из­ме­не­ние че­ло­ве­ком на про­тя­же­нии жизни сво­е­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем меж­по­ко­лен­ной мобильности.Ответ: 24

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о видах и осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) Пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую без из­ме­не­ния ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.2) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность вы­ра­жа­ет­ся в из­ме­не­нии ин­ди­ви­дом сво­е­го об­ще­ствен­ного по­ло­же­ния.3) Вер­ти­каль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность все­гда ведет к по­вы­ше­нию со­ци­аль­но­го ста­ту­са лич­но­сти.4) Раз­ли­ча­ют два вида со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти: го­ри­зон­таль­ную и вос­хо­дя­щую.5) Сред­не­ве­ко­во­му об­ще­ству была при­су­ща низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность.Ответ: 125

Задание 3. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) ин­ди­ви­ду­аль­ная2) вос­хо­дя­щая3) ми­гра­ция4) го­ри­зон­таль­ная5) нис­хо­дя­щая6) меж­по­ко­лен­наяОтвет: 134

Задание 4. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры указаны.1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армииОтвет: 126

Задание 5. Выберите вер­ные суж­де­ния о ка­на­лах вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти ста­биль­ны и не за­ви­сят от раз­ви­тия общества.2) Ос­нов­ным ка­на­лом вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ет­ся образование.3) В ка­че­стве ка­на­лов вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти могут вы­сту­пать по­ли­ти­че­ские партии.4) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти поз­во­ля­ют людям до­сти­гать более вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са не­за­ви­си­мо от лич­ных усилий.5) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти сни­жа­ет чув­ство со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти и обес­пе­чи­ва­ет ста­биль­ность общества.Ответ: 235

Задание 6. Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).Ответ: 1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его со­ци­аль­ный ста­тус повышается.2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.

Что влияет на социальную мобильность?

Среди факторов, которые оказывают влияние на социальную мобильность, т. е. на число перемещений между социальными слоями или частоту изменений социального статуса, можно выделить следующие основные:

  • экономический;
  • исторический;
  • демографический;
  • миграционный;
  • место жительства;
  • национальность;
  • уровень образования;
  • способности и личностные качества индивида (физические и умственные).

Экономический фактор

Экономическая ситуация в стране напрямую влияет на наличие рабочих мест и на востребованные профессии. Если экономике будут требоваться, например, высококвалифицированные специалисты, то это приведёт к тому, что люди будут стремиться занять вакантные должности. Социальная мобильность станет более активной.

Исторический фактор

Исторические события, такие как войны, революции, оказывают непосредственное влияние на мобильность. В такое время одни люди быстро поднимались по социальной лестнице, получая большую власть в свои руки или большие богатства. То есть происходила политическая и экономическая мобильность. Другие — теряли свой статус. Самые родовитые дворяне лишались своих накоплений и привилегий.

Мобильность также зависит от типа общества, который исторически присутствует в той или иной стране. Выделяют три типа общества: закрытый, открытый и промежуточный.

В закрытом обществе, как правило, статус присваивается человеку при рождении и его смена крайне затруднительна или невозможна. В открытом — люди активно перемещаются между социальными слоями и меняют свой статус на протяжении жизни.

В качестве примера промежуточного типа можно привести феодальное общество, в котором официально не разрешались перемещения между классами или сословиями, но всё же они происходили.

Демографический фактор

Прирост населения влияет на социальную мобильность. Если в стране прирост населения, то растёт и мобильность. Так как молодые люди более охотно меняют свой социальный слой или статус.

Взрослые люди чаще проявляют экономическую мобильность. Накопив денежные средства, они стремятся изменить условия своей жизни в лучшую сторону: переехать в более хороший район (географическая мобильность) или занять высокую должность (профессиональная мобильность).

Факт, что в низших классах более высокая рождаемость. Если в высших слоях ощущается нехватка людей, тот их места занимают люди, поднявшиеся по социальной лестнице, а не родившиеся представителями этого класса.

Миграционный

В странах с высокими показателями миграции, как правило, активная социальная мобильность. Мигранты создают конкуренцию местным жителям. Дешёвая рабочая сила создаёт переизбыток рабочих, из-за чего местным жителям приходится создавать конкурентные преимущества и двигаться вверх по социальной лестнице.

Место жительства

В городах больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице, для изменения своего материального положения. Молодые люди стремятся переезжать в большие города в поисках таких возможностей. В этом случае можно говорить также о межпоколенной мобильности, когда дети достигают более высокого статуса по сравнению со статусом их родителей.

Национальность

Даже в многонациональном государстве предпочтение отдаётся именно той нации, численность которой превалирует в этом государстве. Люди такой национальности чаще занимают высокие должности и продвигаются по службе.

Уровень образования

Уровень образования может является конкурентным преимуществом вне зависимости от слоя, в котором человек был рождён. Люди с более высоким уровнем образования имеют больше шансов для продвижения. При этом они также могут создать конкуренцию выходцам из высших слоёв, которые не уделили должного внимания своему образованию, рассчитывая на свои привилегии или связи для получения работы, должности, звания.

То же самое верно по отношению к способностям человека, заложенным от рождения, или личностным качествам, которые он в себе выработал.

Типы социальной мобильности

Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:

  • Индивидуальная мобильность — это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания.

  • Групповая мобильность — это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т.п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей.

  • Межпоколенная мобильность — это сравнительное изменение статуса у представителей разных поколений. Например, если сын рабочего становится профессором — это межпоколенная мобильность.

  • Внутрипоколенная мобильность — это смена статуса в рамках одного поколения. Например, когда бывший рабочий получает высшее образование и становится инженером.

  • Организованная социальная мобильность — это перемещения человека и групп под управлением государства. Например, раскулачивание в Советском Союзе — разорение и уничтожение богатых крестьян. Или наоборот — создание рабфаков для обучения пролетариев в университетах.

  • Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.

Выберите верные суждения о социальной мобильности

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Выберите вер­ные суж­де­ния о видах со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Внутрипоколенная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет из­ме­не­ние со­ци­аль­но­го ста­ту­са от од­но­го по­ко­ле­ния к другому.2) Наряду с ин­ди­ви­ду­аль­ной мо­биль­но­стью су­ще­ству­ет и груп­по­вая мобильность.3) Повышение че­ло­ве­ка в долж­но­сти слу­жит при­ме­ром го­ри­зон­таль­ной вос­хо­дя­щей мобильности.4) С пе­ре­хо­дом к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству со­ци­аль­ная мо­биль­ность возрастает.5) Неоднократное из­ме­не­ние че­ло­ве­ком на про­тя­же­нии жизни сво­е­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем меж­по­ко­лен­ной мобильности.Ответ: 24

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о видах и осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) Пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую без из­ме­не­ния ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.2) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность вы­ра­жа­ет­ся в из­ме­не­нии ин­ди­ви­дом сво­е­го об­ще­ствен­ного по­ло­же­ния.3) Вер­ти­каль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность все­гда ведет к по­вы­ше­нию со­ци­аль­но­го ста­ту­са лич­но­сти.4) Раз­ли­ча­ют два вида со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти: го­ри­зон­таль­ную и вос­хо­дя­щую.5) Сред­не­ве­ко­во­му об­ще­ству была при­су­ща низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность.Ответ: 125

Задание 3. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) ин­ди­ви­ду­аль­ная2) вос­хо­дя­щая3) ми­гра­ция4) го­ри­зон­таль­ная5) нис­хо­дя­щая6) меж­по­ко­лен­наяОтвет: 134

Задание 4. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры указаны.1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армииОтвет: 126

Задание 5. Выберите вер­ные суж­де­ния о ка­на­лах вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти ста­биль­ны и не за­ви­сят от раз­ви­тия общества.2) Ос­нов­ным ка­на­лом вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ет­ся образование.3) В ка­че­стве ка­на­лов вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти могут вы­сту­пать по­ли­ти­че­ские партии.4) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти поз­во­ля­ют людям до­сти­гать более вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са не­за­ви­си­мо от лич­ных усилий.5) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти сни­жа­ет чув­ство со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти и обес­пе­чи­ва­ет ста­биль­ность общества.Ответ: 235

Задание 6. Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).Ответ: 1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его со­ци­аль­ный ста­тус повышается.2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.

По вертикали или вверх

Это путь развития по иерархической лестнице. Он всегда предполагает переход к административной работе. При максимальной амплитуде вертикальная карьера выглядит так:

· врач;

· заведующий отделением;

· главный врач;

· заведующий облздравотделом;

· заместитель министра;

· министр здравоохранения.

Хотя многими успешная рабочая деятельность понимается именно в таком ключе, подходит она не каждому. Кто-то не хочет оставлять любимое дело. Кто-то не задумывается о карьерном росте и на первое место ставит семью, увлечения или общественную деятельность. И самое главное: управление это особенная работа. Можно сказать, что руководитель – отдельная профессия, которая мало кому даётся.

Есть исследования, показывающие, что способности к управленческой деятельности показывают только 7% людей.

Стереотипное понимание успешной карьеры, как непременного «восхождения в начальники» нередко приводит к тому, что предприятия теряют хороших специалистов, приобретая плохих или посредственных руководителей.

[править] Оценки политики «укрепления вертикали власти»

Дмитрий Медведев полагает, что Россия традиционно строилась за счет жесткой вертикали власти, и иным способом управлять её территориями невозможно.

Руководитель центра Института социологии РАН Эмиль Паин высказал суждение, что самое главное изменение в последнее время — это появление нового типа чиновников, который служит только самому себе, полностью монетизируя и приватизируя власть. Так же Эмиль Паин полагает, что модернизации требует демократизации и либерализации политической сферы, и поэтому традиционный для России имперский «вертикальный проект» не имеет больше исторических перспектив.

Сергей Митрохин высказал мысль, что главным тормозом модернизации является концепция вертикали власти, при этом она доминирует как в сознании политической элиты, так и в сознании общества в целом, в результате чего происходит дисбаланс, и исполнительная власть начинает доминировать над законодательной и судебной, что в свою очередь приводит к фактической бесконтрольности чиновников.

Политолог Дмитрий Орешкин вспоминает что к началу этого века в стране была сформирована эффективная система сдержек и противовесов, но после всё это было убрано, и в результате теперь страна имеет вертикальную и Думу, и Совет Федерации, и телевидение. Причем он считает, что данная вертикаль позволяет взаимодействовать только чиновникам между собой, но не со страной в целом, в результате в такой ситуации можно управлять только главой региона, но не самим регионом.

Некоторые публицисты считают, что новый русский бандитизм (рейдерство и безнаказанность) является следствием, побочным эффектом вертикали власти.

По горизонтали или вглубь

Этот путь предполагает достижение уровня экспертности без перехода на руководящие должности. Специалист развивается, приобретая всё большее мастерство и авторитет. Со временем он становится обладателем уникальных знаний и навыков и может делиться опытом, быть наставником.

Классный специалист часто зарабатывает больше, чем руководитель. Его известность в профессиональном кругу или даже в отрасли и стране наделяет его высоким социальным статусом.

Если амбиции не влекут к власти, если нет неудовлетворённости от задуманных, но нереализованных проектов, горизонтальное развитие позволяет реализоваться в полной мере.

Рост по гаризонтали вширь также требует честолюбия. Требовательный к себе человек всегда будет отслеживать границы своей компетенции и принимать профессиональные вызовы.

[править] Возможный переход к горизонтали власти

В 2016 году стало известно о проекте реформы государственного управления, подготовленном командой президента Сбербанка Германа Грефа совместно с открытым правительством. Проект предлагает перейти от ручного управления к работе через центр управления реформами и реализации ключевых проектов. По мнению политолога Анатолия Макаркина в результате Россия может перейти с вертикальной политической системы к горизонтальной, хотя ключевые решения все равно могут остаться за президентом. РосБалт озаглавил новость об этом проекте реформ «В РФ готовятся поменять „вертикаль власти“ на „горизонталь“».

Планирование

Большинство людей хочет развиваться профессионально. Как и в любом деле, сознательное планирование приводит к более серьёзным результатам, чем спонтанные действия.

Карьерный план включает:

· карьерные цели (должности, уровни компетенции);

· сроки достижения промежуточных целей;

· способы достижения целей.

При составлении плана необходимо заняться самоисследованием: определить тип личности, ценности, ресурсы.

Определяя цели, следует ответить на вопросы:

· Чего я хочу?

· Нравится ли мне то, чем я занимаюсь?

· Что меня увлекает на самом деле?

· Стану ли я счастливее, перейдя к другой деятельности?

· Почему я работаю тут?

· Нуждаюсь ли я в большем количестве денег?

Исходя из типа личности, можно трезво оценить перспективы новой деятельности и понять по горизонтали или вертикали лучше двигаться.

Вертикальное развитие подходит тому, кто не боится риска, ответственности, для кого важен высокий уровень дохода.

Горизонтальную схему выбирают те, кто любит работать руками, не стремится к большим деньгам, ценит искусство в своём деле и не может оторваться от процесса, обещающего новые открытия.

Наличие двух путей развития вертикального и горизонтального не исключает возможности их сочетать. Это часто проявляется, когда человек открывает своё дело, опираясь на полученный ранее опыт.

Интеллигенция и элита (на примере фильма «Тот самый

Карл Мюнхаузен (О. Янковский): разумный, образованный, сообразительный, воспитанный — классический интеллигент.

Интеллигенция и элита (на примере фильма «Тот самый…

Интеллигенция и элита (на примере фильма «Тот самый Мюнхгаузен»).

Материалы с синтоновского форума.

Карл Мюнхаузен (О. Янковский): разумный, образованный, сообразительный, воспитанный — классический интеллигент.

В восприятии телезрителя – креативен: подвесил жаренную утку в дымоход, использовал новости вечерней газеты для демонстрации собственной «миротворческой» деятельности во внешней политике.

С точки зрения здравомыслящих местных жителей города – сумасшедший (утверждает, что вырастил дерево на голове оленя, а Софокл ему, видите ли, на своей рукописи дарственную надпись сделал (помните реакцию приехавшего к нему в замок Пастера – «Господи, куда я попал?!»).

А теперь начинается самое сложное для меня – подведение Мюнхаузена под характеристику интеллигента, представленную Алексеем, т. е. с точки зрения собственной, сомнительной сверхценности для общества.

Воспринимал ли Мюнхаузен самого себя — сверхценным для обществаМое мнение — однозначно – да.

Во-первых – Мюнхаузен часто демонстрирует позицию интеллектуального превосходства, неуважения к общественному порядку (на вопрос Бургомистра в зале суда: «Почему так поздно?» — отвечает «Наоборот – рано. Не все глупости еще сказаны»).

На этой почве и не только – конфликт с «властями». Своим «ультиматумом» королю Англии и членам Британского Парламента спровоцировал беспорядки в городе – помните эпизод: стрельба, убегающий по улице люд и недоуменный возглас Герцога (Броневого): «Они что, газет не читают?! Война уже закончилась!».

Когда барону было предложено публично и письменно отказаться «от всего» (на луну — не летал, в уток через дымоход – не стрелял, дерево на голове оленя – не выращивал, 32 мая – не бывает, т. е. — все выдумал). Мюнхаузен «от всего» отказывается, — но как?! – «Я, барон Мюнхаузен — обыкновенный человек! – звучит, как начало романа…» Далее следует «самоубийство» — и во второй серии мы видим, что когда из барона «вынули» Мюнхаузена – он стал опустившимся, никчемным Мюллером, который к тому же, был вечно пьян, и от которого ко всем бедам сбежала жена (Марта).

Однако без Мюнхаузена город заскучал… И вторая серия начинается тирадой: «никто и никогда в этом мире не восполнит ту зияющую пропасть, которая возникла после ухода такого человека…». Его замок становится музеем, толпы экскурсантов знакомятся с «близкими друзьями» барона — Архимедом, Ньютоном, Шекспиром и другими гениями…

Вывод прост: мертвый (интеллигент) Мюнхаузен – это полезный обществу и властям (интеллигент) Мюнхаузен.

Теперь о сыне Мюнхаузена – Феофиле (Л. Ярмольник).

Он – типичный представитель «вшивой интеллигенции» по-Иеро, классический – по-Древнему, и вовсе «не интеллигент» — по-моему.

Если рассматривать Феофила по-Древнему – действительно видим: бесполезен для поддержания жизни общества; наделен моралью, подрывающую обороноспособность; наверняка потенциально брезглив, когда дело доходит до службы на благо общества; безответственен; поверхностно эрудирован (французским владеет, однако); готов (безответственно) критиковать в отношении результатов других (в частности, своего отца), наделен хорошими манерами (типа, воспитан), неспособен дать своим детям что-либо вообще (подразумевается).

Что мешает лично мне увидеть в Феофиле/Ярмольнике интеллигента– Его поведение не совместимо с лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный: не додумался утку перед стельбой в дымоход подвесить, за Волосы пытался себя поднять, опять же…

Однако в фильме есть еще один персонаж — Рамкопф (А. Абдулов). Являясь врагом главного героя, Рамкопф, тем не менее полезен обществу и городу. В отличие от Феофила — наделен здравомыслием (от дуэли отвертелся), некоторой смелостью (влез в окно замка барона средь бела дня). Непрестанно трудится на благо города и общества: совместно с «вдовой» барона издает полное собрание сочинений Мюнхаузена, организует открытие памятника, что прославило город и привлекло туристов. Занимается научной деятельностью: преподает студентам систему Мюнхаузена «поднятие самого себя за Волосы вместе с конем». Короче, Рамкопф – типичный представитель «интеллигенции силы» по-Иеро.

А что касается элиты, то и Мюнхгаузен, и Рамкопф — элита этого города. А Феофил — нет, его элита своим не признает.

Метки: воля

Похожие материалы:

  • Структурное описание конфликта
  • Динамика эмоций
  • Преподавание психологии в средней школе в начале XX века

Примечания

  1. Под иерархией имеется в виду именно понимание, что общество само и естественным образом стратифицируется. Эта стратификация является следствием естественного процесса развития: каждый индивид рождается на исходной, нулевой, точке и проходит долгий и витиеватый путь развития, зачастую останавливаясь где-то на полпути («на полпути» от текущей аттракторной точки эволюционного передового края). Данное понимание не является обоснованием тоталитарных и репрессивных систем; в интегральной теории проводится различие между иерархиями актуализации и роста и репрессивными иерархиями доминирования. Процесс естественного разветвления общества и его структуризация в соответствии с многоуровневой панорамой бытия-и-сознания является отражением естественной иерархии, или холархии, актуализации, в которой вертикальная мобильность, в принципе, доступна всем, однако не все развиваются в более высокие структурные измерения из-за ограничений, налагаемых кармическим наследием их текущей тетраконстелляции (то есть нынешнего распределения ситуации во всех квадрантах модели AQAL, предложенной Уилбером).
  2. Вопросы интегрального видения религиозной системы координат, религиозного измерения, включавшего и поддерживавшего бы смыслами все уровни развития, заслуживают отдельной статьи.
  3. При этом необходимо понимать, что общемировая культура, если в ней доминирует какой-то один цивилизационный блок и пытается притеснить или монологически использовать другие цивилизационные блоки (осознанно или не ведая того), не может подменять национальную культуру. Мироцентрическая планетарная культура может возникнуть только на принципах взаимного уважения, и она поддерживается соответствующими рациональными структурами сознания. Однако у меня есть интуиция, что каждый цивилизационный блок как некое единое морфическое пространство созревает для этой высоты самостоятельно и эмерджентным образом, обретая свои уникальные культурноспецифические формы мироцентризма и мироцентрического благоустройства общества. Есть более развитые в каких-то аспектах цивилизации, есть менее развитые (я не стою на позициях постмодернистского ценностного релятивизма), однако геноцид, в том числе и культурный, является преступлением в планетарных масштабах: единство-в-многообразии подразумевает повышенную чувствительность к культурной самостийности той или иной цивилизации. В идеальном мире не было бы войн, однако в прагматическом мире налицо трения между социокультурными тектоническими пластами, или цивилизационными блоками, каждый из которых находится во взаимодействии с остальными, но имеет и свою центральную самоорганизационную доминанту, как раз и обеспечивающую культурное многообразие, — в том числе и языковую, и историческую, и религиозную, и геополитическую. Попытки одностороннего вмешательства в деятельность других цивилизационных пластов могут быть обоснованы, однако необходимо учитывать их кровопролитные последствия, ибо в каждом цивилизационном блоке имеется сильная этноцентрическая доминанта, часто служащая слепым пятном. Примером ложного мироцентризма можно назвать монологическую социокультурную экспансию ценностей, структур и интересов одной цивилизации (англо-саксонской западной), когда под предлогом мироцентрических ценностей производится бесчувственная вестернизация; критика вестернизации рассматривается в замечательной книге Кисё Курокавы «Философия симбиоза»; перевод на русский язык отрывков из неё впервые публикуется в нашем журнале.

[править] Укрепление вертикали власти

Интервью президента РСФСР Б. Н. Ельцина 1991

Укрепление вертикали власти — название для комплекса мер, предпринятых в России в период президентства Б. Н. Ельцина и В. В. Путина с целью централизации и укрепления власти.

Под понятием «укрепление вертикали» часто понимают меры по повышению управляемости и подотчетности органов власти субъектов РФ федеральному центру, органов местного самоуправления (муниципальных образований) — субъектам РФ; повышению эффективности работы органов исполнительной власти. Критики этой политики заявляют о её противоречии принципам федеративного устройства и разделения властей.

Первый президент страны Б.Н. Ельцин в своём послании Федеральному собранию 1999 года призвал особый акцент сделать на укреплении вертикали власти, подразумевая под этим понятием и расшифровывая его как укрепление единства исполнительной власти, повышение её дисциплины, обеспечение единства правового пространства страны и верховенства федерального законодательства, выработка согласованной позиции всех ветвей власти в центре и на периферии на тему целей и путей развития страны.

В. В. Путин, став президентом России провел в жизнь ряд мер, которые ассоциируются с укреплением вертикали власти:

  • В 2000—2002 г.г. была проведена реформа Совета Федерации, в результате которой главы исполнительной и законодательной власти регионов потеряли свои должности в СовФеде, а туда стали назначаться представители.
  • Создание Госсовета России — совещательного органа губернаторов при Президенте России.
  • Приведение регионального законодательства в соответствии с общероссийским и Конституцией РФ.
  • Формирование федеральных округов.
  • Отмена выборов губернаторов на их назначение Президентом РФ с согласия регионального парламента (2004 год).
  • Создание Общественной палаты России — совещательного органа при Президенте РФ, призванного представлять гражданское общество.
  • Жесткое подавление сепаратизма в Чечне.

В одном из своих выступлений в 2006 году В. В. Путин определил строительство вертикали власти как поиск наиболее оптимальной формы управления такой большой территорией, перераспределение полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.