Социальные животные: определение, виды, классификация, социальное поведение с примерами и взаимодействие между собой

Самое старое живущее дерево

Самое старое живущее отдельностоящее дерево также принадлежит к виду Сосна остистая межгорная. Его возраст 5064 года! Произрастает архаичное дерево также в Белых Горах округа Иньо, штат Калифорния, США. Учёный-дендрохронолог Томас Харлан, определивший его возраст, хранил в тайне местоположение дерева. После его смерти в 2013 году, очевидно хранителем тайны стал кто-то другой.

Национальный парк Иньо в Белых Горах округа Иньо, штат Калифорния, США.

Учёный Томас Харлан.

Ценность дерева увеличивается ещё тем, что оно не является деревом-клоном, то есть оно не принадлежит к клональной колонии (множество деревьев, которые объединены общей корневой системой). Да, такое явление бывает не только у грибов. Например, самая известная клональная колония – Пандо. Она считается единым живым организмом, потому что имеет одну огромную корневую систему. Хотя внешне выглядит как обычная роща тополей. Корневая система Пандо весит 6 000 тонн. А возраст всего организма составляет 80 000 лет! Потрясающе! Но это уже совсем другая история…

Пандо.

Дети-“медведи”

Нередки случаи, когда феральные люди (примеры из истории – прямое тому доказательство) были воспитаны медведями. Так, в 1767 в Венгрии охотниками была обнаружена девушка со светлыми волосами лет восемнадцати. Она отличалась отменным здоровьем, имела крепкое загорелое тело и вела себя очень агрессивно. Даже после помещения ее в приют она отказывалась кушать что-либо, кроме кореньев растений, ягод и сырого мяса.

Как подобные дети выживают, сказать трудно. Медведи не собираются в стаи, хотя у них крепкие многолетние союзы между самцами и самками. Точно так же неизвестно, чем малыши питались зимой, когда звери залегали в спячку. Зафиксировано всего несколько случаев воспитания детей медведями, один из них – это мальчик, найденный в 18 веке в Дании, второй – индийская девочка, обнаруженная в 1897 году.

Во всех документах тех лет указывалось, что найденные дети имели повадки животных, обладали острым зрением, отличным нюхом и могли “переговариваться” только звуками, которые обычно издают вырастившие их звери.

Ритуальная агрессия

Далеко не в каждом сообществе животных, основанном на агрессии, работает правило «нападай и бей». Есть виды социальных животных, которые вместо жесткого отпора соперникам демонстрируют устрашающее поведение, как бы показывая, что последних ожидает, если они решатся нарушить чужие границы.

Всем известно, что псовые в качестве устрашения оскаливают пасть, показывая свои клыки. Причем, подобная демонстрация понятна не только представителю их вида, но и другим животным. Человек постарается обойти стороной ощерившего пасть пса, то же самое сделают и собаки, не входящие в стаю. Подобная угроза не касается самок, хотя излишне агрессивный самец может и им показать, кто на данной территории хозяин.

Подобные ритуальные устрашения свойственны многим млекопитающим (приматы оскаливаются, люди встают в бойцовскую позу), птицам и змеям (например, кобра надувает свой капюшон, а символ мира голубь «надувает» грудь).

Высшие приматы

Социальная жизнь приматов строится на иерархических взаимоотношениях, в которых альфа-самец – это и защитник, и организатор, и «отец родной». Вожак решает, где есть, где спать, куда идти.

Иерархия в сообществах обезьян строится по вертикали и те, кто находится в самом ее низу, являются бесправными и самыми обделенными ее членами. Чаще всего, это старые особи или слабый молодняк.

Во многом взаимоотношения в стае зависят от привязанности ее членов друг к другу. В стаю могут принять, но также и изгнать за серьезный проступок. Такие решения принимают, как правило, вожаки, но и приближенные к нему самки способны заставить не понравившуюся им обезьяну уйти.

Пожалуй, у приматов отношения внутри социальной группы настолько же сложные, как и у людей. Возможно, это связано с тем, что они обладают зачатками разума, что присуще человекоподобным видам. Они обучаемы и умеют применять на практике полученные знания. Кроме звуков, они способны общаться мимикой и жестами, высказывая свою преданность и привязанность вожаку или пренебрежение к нижестоящим по иерархической лестнице особям.

Дельфины

Этих животных любили во все времена, им поклонялись, приписывали божественное происхождение и считали такими же умными, как люди. Наверное, последнее утверждение связано с тем, что дельфины – не просто социальные животные, объединяющиеся в сообщества-стаи, но и умеющие общаться посредством звуков и сигналов, что, согласитесь, большая редкость в животном мире.

Язык дельфинов богат и разнообразен. Не одно поколение ученых посвятило свою жизнь его изучению. До сих пор идут исследования, как именно общаются эти морские животные и на какие расстояния, ведь в их арсенале слова, фразы, свист, слоги, из которых они создают целые предложения и даже абзацы.

Ученые выяснили, что сообщества дельфинов очень похожи на человеческие поселения, ограниченные территорией. Например, если стая занимает небольшой ареал, то ее члены знают друг друга «в лицо», как это бывает среди людей, проживающих в селах и небольших поселках.

Дельфины обучаемы (не путать с дрессировкой), что говорит о высокой организации их мозга. При помощи компьютеров люди пытаются сегодня переводить звуки, издаваемые ими, в волны и слова, чтобы научиться понимать и разговаривать с ними.

Деревья долгожители: краткое описание

В мире существует огромное количество видов деревьев. Все они отличаются друг от друга внешними признаками, плодовитостью, средой обитания и т. д. Стоит отметить, что также разные виды деревьев отличаются друг от друга продолжительностью жизни.

  • То, сколько лет дерево проживет на нашей планете, во многом зависит от условий, в которых оно будет находиться, влияния человеческой руки и, конечно же, от его разновидности
  • Например, меньше всего живут фруктовые деревья, дольше всего – хвойные и лиственные породы
  • Конечно же, из любого правила есть исключения. Так, например, на территории Украины растет огромная яблоня, которая не имеет ствола, но имеет примерно 15 огромных веток, которые приросли к земле. Возраст этого фруктового дерева составляет примерно 200 лет, в то время как в среднем яблони живут 30-100 лет в зависимости от того, где они обитают
  • Дать список деревьев долгожителей, достаточно сложно, так как фразу «очень долго» можно понимать по-разному. Например, относительно продолжительности жизни людей, практически все деревья живут действительно очень долго.

Долгожители

Итак, ниже мы представляем вашему вниманию информацию, исходя из которой, вы сможете сделать вывод, какие же виды деревьев живут долго:

  • Береза, вяз, ясень. В среднем продолжительность жизни березы составляет 100 лет, однако, есть деревья этого вида, которые доживали и до 300 лет. Примерно столько же живет вяз и ясень.
  • Бук, клен. Эти деревья по сравнению с предыдущими живут гораздо дольше – в среднем целых 450 лет.
  • Ель, сосна. Эти деревья, как правило, живут 600-1200 лет.
  • Дуб, тис. Такие деревья способны прожить весьма долго, примерно 1000-2000 тыс. лет.
  • Можжевельник. Еще одно дерево, которое может прожить достаточно долго по сравнению с остальными. Возраст можжевельника может составлять 500-1000 лет.
  • Пихта, туя, ольха. Средняя продолжительность жизни этих деревьев составляет 150 лет
  • Каштаны в среднем живет по 300 лет.
  • Кипарис может прожить 3000 лет, в то время как секвойя или баобаб может жить 5000 лет.
  • Абрикос, вишня в среднем доживает до 30 лет, алыча – до 45, слива – до 50.

Фруктовые деревья живут меньше

Как видите, фруктовые деревья значительно уступают по продолжительности жизни другим видам деревьев. Почему так? Потому что их жизнь во многом зависит от человека. Такие деревья нуждаются в обрезке, подкормке, лечении от разных паразитов. Если должного ухода нет – фруктовые деревья чаще всего не доживают даже до среднего возраста. Хвойные же деревья живут гораздо дольше потому, что они менее прихотливы, гораздо легче переносят суровый климат, мороз, более выносливые.

Вопросы репродукции

В половой жизни можно обнаружить много общих признаков животного и человека. И у того, и у другого она основана на действии природных инстинктов, задача которых – обеспечить сохранность вида путем реализации репродуктивной функции. В чём же тогда отличие?

Человечество в процессе своего развития данный процесс смогло “окультурить”. Если основой половых потребностей человека и животного был и остается природный инстинкт, то цивилизация в процессе развития человеческого общества привела к украшению последнего множеством условностей и нюансов, недоступных представителям животного царства.

Основные этапы репродуктивных процессов человека и высших млекопитающих достаточно схожи. Состоят они в завоевании самки в ходе соперничества за неё самцами, спаривании и последующей заботе о потомстве. Если в животной среде соперничество носит любую форму – от ненавязчивого привлечения внимания до яростных баталий, нередко ведущих к убийствам, то в людской среде существуют понятия о приемлемом диапазоне поведения. Хотя порой сторонники теории сходства человека и животного это и отрицают.

Хотя многое зависит от культурного уровня действующих лиц (примитивные индивидуумы опускаются до драк, порой с поножовщиной, в борьбе за понравившуюся женщину), в человеческом социуме в целом принято завоевывать избранницу более цивилизованными методами – достижениями и демонстрацией успехов в карьере, науке или спорте, проявлениями человеческой симпатии и заботы.

Очеловечивание Авейронского дикаря

Попытки очеловечить одичавших детей предпринимались всегда. Одним из удачных примеров можно назвать историю с Авейронским мальчиком. Он был обнаружен на юге Франции в 1800 году. И хотя передвигался этот подросток на прямых ногах, все остальные повадки выдавали в нем животное.

Потребовалось очень много времени и терпения, чтобы приучить его ходить в туалет там, где это положено, не срывать с себя одежду и есть из посуды. При этом мальчик так и не научился играм, общению со сверстниками, хотя никаких отклонений в его психике обнаружено не было. Этот “дикарь” дожил до 40 лет, но так и не стал членом общества.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что лишенные человеческой любви дети теряют заложенные в них при рождении способности к социализации. Их заменяют инстинкты, которые у обычных людей развиты хуже, чем у животных.

Если ребенку повезло, и его нашли еще в раннем возрасте, то ему можно вернуть человеческую сущность и привить должные манеры поведения. Так было, например, с пятилетней Наташей из Читы. Ее воспитали собаки, которые оказались лучшими родителями, чем папа и мама. Девочка лаяла, ходила, как псы, и ела то же, что и они. То, что ее нашли в таком раннем возрасте, дает надежду на то, что она сможет вновь “очеловечиться”.

Полностью восстановиться смог мальчик из Уганды, которого воспитали зеленые мартышки. Он попал к ним в возрасте четырех лет, а когда его обнаружили спустя 3 года, он жил и действовал, как его “приемные родители”. Так как прошло слишком мало времени, ребенка смогли вернуть в общество.

Кто умнее?

Что же из сказанного выше можно непосредственно отнести к теме нашей статьи? Попробуем уточнить, в чём существенное отличие человека от дельфинов и шимпанзе (примеры животных, наиболее “продвинутых” в плане интеллекта). Эксперименты, проводимые этологами и зоопсихологами с представителями упомянутых видов, выявили достаточно развитые способности к мышлению. В частности, у дельфинов обнаружены несомненные способности к усвоению абстрактных понятий, например о форме предметов (круглый, квадратный) и т. п.

Шимпанзе продемонстрировали способность к решению логических задач. В частности, в эксперименте с подвешиванием на высоте связки бананов в помещении, где имелись ящики, шимпанзе соображал, как получить доступ к бананам – поставить ящики друг на друга. И таких примеров достаточно много. Пределы данных способностей вместе со степенью их приближения к уровню человека исследовались многими учеными.

Но существует явление, проводящее резкую грань между миром животных и людей. Речь идет о языке. Тот же самый философский словарь понимает под языком знаковую систему различной физической природы, выполняющую функции коммуникации общения и познания в процессе деятельности человека. Он может быть естественным, нужным в повседневной жизни для выражения мысли и общения, либо искусственным, созданным для удовлетворения определенной узкой потребности (математическая символика и т. п.).

То есть данное определение базируется на понятии знаковой системы. Точного определения у данной категории не существует, но суть ее можно кратко выразить как соотношение между явлениями и их абстрактными знаковыми обозначениями. Первые знаковые системы появились ещё в первобытном человеческом обществе как результат развития процесса совместной деятельности. Речь относится к звуковым знаковым системам. Позже человек – разумное животное – на основе ее сотворил письменность (знаковую систему, использующую материальные носители). Первыми примитивными письменными символами служили наскальные изображения, картинки на шкурах животных, папирусе, глиняных дощечках, появившейся гораздо позже бумаге. Затем, с развитием цивилизации, на магнитных носителях и прочих видах запоминающих устройств.

Язык как знаковая система

Общее между всеми знаковыми системами то, что они являются выражением абстрактного моделирования мира, который нас окружает. Таким образом, знаковая система – неотъемлемый элемент определения понятия интеллекта. Что же можно сказать на эту тему применительно к высшим представителям животного мира? Существует ли язык животных?

Если говорить о шимпанзе, то у них отсутствует даже речь как звуковая знаковая система. Обезьяны издают звуки, каждый из которых – отдельный сигнал без взаимосвязи с предыдущими. Грамматических предложений такая речь не содержит. Взаимодействие сводится к сигналу, крику об опасности или угрозе сопернику в виде рычания либо рева. Те, кто работает с дельфинами, утверждают о существовании особого дельфиньего языка в ультразвуковом диапазоне акустических волн. Но даже при наличии подобного данная система звуков не позволяет осуществлять накопление информации.

Из поколения в поколение дельфины передают друг другу одни и те же сигналы без каких-то изменений, что не дает им никаких возможностей дальнейшего развития. Именно наличие или отсутствие знаковой системы на материальном носителе с возможностью накопления знаний и передачи их последующим поколениям принципиально отличает так называемый язык животных от человеческого.

Понятие “феральный человек”

Если рассматривать понятие “феральные люди” с позиции психологов и социологов, то можно узнать, что это индивидуумы, которые были воспитаны вне человеческого общества. В переводе с латинского языка feralis означает “мертвый, погребенный”. Люди, лишенные возможности общения с подобными себе, считались утерянными для общества.

В английской версии слово feral означает “лесной”, “дикий”, “нецивилизованный”. Впервые этот термин употребил Карл Линней, шведский ученый 18 века. Он выделил для людей, выросших среди животных, свою ступень в эволюционной лестнице и дал им научное определение Homo ferns.

В современной социологии им дано название “феральные люди”, а первым представителем этой науки, изучавшим их феномен, стал американский ученый Дэвис Кингсли. Работать над этим вопросом он начал в 1940 году.

Воспитанниками животных становились дети разного возраста. Известны случаи, когда волчья стая, собаки или птицы становились “родителями” для младенцев, а есть примеры того, что они принимали, выхаживали и кормили детей 3-6 лет.

Колониальные деревья

К старейшим растениям Земли причисляют также колониальные колонии деревьев, являющиеся единым живым организмом.

Самая древняя в мире колония деревьев

Самая старая колония на земле (Деревья Пандо) находится в американском штате Юта и объединяет около 50 тыс. осин, имеющих общую корневую систему. Суммарный возраст этой колонии составляет 80 тыс. лет, хотя возраст отдельных деревьев не превышает 130 лет.

В начале 90-х гг. прошлого века Деревья Пандо официально признали самым массивным живым организмом в мире (несмотря на то, что осин в роще великое множество, в действительности они представляют собой побеги основного дерева, которое имеет обширнейшую корневую систему).

Ель из Швеции

Несколько лет назад шведские учёные обнаружили дерево, возраст корневища которого по данным радионуклидного анализа составляет около 10 тыс. лет, а корни соседних растений оказались ненамного моложе: девять и девять с половиной тысяч лет! Ель из Швеции под названием Старый Тико является старейшим клональным деревом (сам ствол представляет собой довольно молодой побег, появившийся на свет около шестисот лет назад).

Это обстоятельство немало озадачило учёных, поскольку считалось, что сосны появились на территории Скандинавского полуострова относительно недавно.

«Электрический слон»

История азиатской слонихи Топси настолько же интересна, насколько и трагична. Она стала первым животным, казненным при помощи электричества. Топси находилась в одном из нью-йоркских цирков, и отличалась буйным характером. За свою «карьеру» она убила трех человек, в том числе и своего дрессировщика. Слониха убивала только тех, кто жестоко с ней обращался, к примеру, дрессировщик пытался «накормить» Топси зажженной сигаретой.

Руководство цирка не нашло ничего лучше, как убить слониху, изначально выбрав способом казни повешение. Однако некто Томас Эдисон (тот самый) предложил использовать переменный ток. Подоплека в том, что как раз в это время вовсю бушевала так называемая «война токов», и Эдисон, как адепт постоянного тока, решил избавиться от своего главного конкурента Николы Теслы. На тот момент уже 13 лет проводились казни электричеством с использованием переменного тока. На Топси были надеты медные сандалии, к которым подводились электроды. Для верности сотрудники зоопарка накормили животное морковью с цианистым калием. После передачи напряжения в 6600 В Топси рухнула как подкошенная. Кадры казни облетели всю Америку, ее мог посмотреть каждый желающий, заплатив за это деньги. Сегодня жестокость Эдисона просто поражает, поэтому нет никаких сожалений по поводу проигранной в итоге «войне токов», хоть это и произошло только через 100 лет. В YouTube вы с лёгкостью сможете найти эти ужасные кадры казни, мы же их намеренно не включили в статью.

Собака с двумя головами

В это трудно поверить, но истории известно несколько случаев создания двухголовых собак. Первый опыт был проведен еще в 1908 году ученым из США Чарльзом Гатри. Он пересадил голову одной собаки к телу второго животного. Интересно, что отрубленная голова была пришита «вверх ногами». Идеей эксперимента было соединение артерий для совместного кровообращения. Собака прожила 26 минут.

Более удачный опыт провел советский ученый Владимир Демихов. Он создал более двадцати двухголовых собак, среди которых наибольший срок жизни «мутанта» составил чуть менее месяца. Примечательно, что вместе с головой, трансплантолог пришивал передние конечности вместе с некоторыми органами. Демихов всегда использовал взрослых особей для «основы» и щенков в качестве пересаживаемого материала. Средняя продолжительность жизни двуглавых собак Демихова составляла 5 дней. В некоторых случаях собаки успевали «поругаться», кусая друг друга. Стоит заметить, что безумные эксперименты по созданию собак с двумя головами продолжаются до сих пор.

5

Лев

Большая кошка. Гордая и величественная. Физическая форма у Льва всегда отличная, самцы всегда крупные и сильные.  Львы круглосуточно готовы к подвигам. Они рвутся в бой для того, чтобы вечно быть на вершине. Они не умеют проигрывать, львы – вечные победители. Это животное – прирожденный лидер и руководитель.  Лев знает, что он силен, и поэтому не понимает смысл слов «проигрыш», «усталость», «уступки», «компромисс». Львы не делают ничего просто ради прихоти или утехи, они живут ради «утоления голода», не обижая никого ради обычного самоудовлетворения.  Львы любят роскошь и богатство. Они привыкли получать эстетическое удовольствие от всего, что их окружает. Цари всегда благосклонны к своим рабам. А лев – всегда был и будет царем.

Львами чаще всего являются: Львы (простите за тавтологию), Скорпионы, Козероги.

Феномен Маугли мальчики волки

Естественно, что в свете легенды об оборотне для нас более интересны мальчики-волки

Их можно разделить на две категории: «ликантропы», на которых мы сосредоточим внимание, и «дикие мальчики», обычно робкие дети, жертвы убогого и жестокого обхождения. (Мальчик-обезьяна, видимо, попадает во вторую категорию.)

Трудно предположить, конечно, что мальчик-волк есть нечто другое, нежели жертва случая или каприз природы. Но вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что его существование оказало огромное влияние на формирование легенды о ликантропе. Всякий, кто видел такого дикого ребенка, покрытого царапинами и болячками, со спутанными длинными волосами, грязного, принимающего позы, свойственные животным, с поломанными зубами и длинными, напоминающими волчьи когти, ногтями, со смрадным дыханием, ртом, перепачканным кровью от съеденного сырого мяса, а кроме всего прочего, был свидетелем его свирепости и слышал напоминающие волчьи вой и рычание, которые он издает, — тот не мог не содрогнуться.

Есть целый ряд факторов, необходимых ученым для констатации Homo ferus, особенно если речь идет о «ликантропическом» варианте. Его типичный представитель лишен многих присущих человеку черт: любви, обычных эмоций и особенно смеха; он молчалив, исключая те моменты, когда рычит, фыркает или воет; он ходит на четвереньках, как настоящее четвероногое; он не способен жить среди людей и должен вести существование, свойственное животным, и главное, он может жить без всякой человеческом помощи.

Короче, он должен обитать в лесу и находиться среди зверей.

Но есть и другие проявления Homo ferus, которые также нередко рассматривают в контексте оборотничества.

Пересадка обезьяньей головы

Еще не забыли доктора Демихова из предыдущего абзаца? Вот и американский ученый Роберт Уайт не забыл, вдохновившись экспериментом советского трансплантолога для первой в мире пересадки головы. Для проведения эксперимента ему потребовалось две обезьяны, которым он отрубил головы (многообещающее начало, не правда ли). К телу одной из них он пришил голову другой, при этом, чтобы избежать уменьшения объема кровообращения, все артерии и вены на теле обезглавленной обезьяны прижигались. Ученому лишь частично удалось воплотить задуманное, так как нервы были нетронуты, примата удалось «оживить» путем соединения кровеносных систем. Однако она была обездвижена из-за невозможности соединения головного и спинного мозга. Тем не менее, находясь какое-то время в сознании, обезьяна даже попыталась укусить одного их исследователей.

Несмотря на смерть примата, Роберт Уайт положительно оценил свой опыт по пересадке головы, заявив, что в начале XXI века медицина достигнет необходимых высот, которые позволят выполнить пересадку мозга. При этом Уайт считал, что первые опыты по трансплантации мозга обязательно начнутся в виде пересадки головы или части тела. Ученый оказался прав, ведь всего 3 года назад была проведена успешная пересадка головы животного.

4

Самые известные дети-Маугли: как сложились судьбы малышей, которые выросли среди животных

Индийская девочка-Маугли Камала | Фото: mirkosmosa.ru

Человек с детства формируется под влиянием тех условий, в которых он растет. И если до 5 лет ребенок оказывается в окружении животных, а не людей, – он перенимает их повадки и постепенно теряет человеческий облик. «Синдром Маугли» – такое название получили случаи формирования детей в дикой среде. После возвращения к людям для многих из них социализация стала невозможной. Как сложились судьбы самых известных детей-Маугли – далее в обзоре.

Памятник Ромулу, Рему и волчице, их вскормившей | Фото: davidemicheli.com

Первым известным случаем воспитания детей животными, если верить легенде, была история Ромула и Рема. По мифу, в детстве их выкормила волчица, а позже нашел и вырастил пастух. Ромул стал основателем Рима, а волчица – эмблемой столицы Италии. Однако в реальной жизни у историй о детях-Маугли редко случаются подобные хэппи-энды.

Кадр из мультфильма *Маугли*, 1973 | Фото: boombob.ru

Кадр из мультфильма *Маугли*, 1973 | Фото: uposter.ru

История, рожденная воображением Редьярда Киплинга, на самом деле абсолютно неправдоподобна: дети, потерявшиеся до того, как научились ходить и говорить, во взрослой жизни уже не смогут освоить этих навыков. Первый достоверный исторический случай воспитания ребенка волками был зафиксирован в Гессе в 1341 г. Охотники обнаружили ребенка, который жил в стае волков, бегал на четвереньках, далеко прыгал, визжал, рычал и кусался. Половину своей жизни 8-летний мальчик провел среди животных. Он не умел говорить и ел только сырую пищу. Вскоре после возвращения к людям мальчик умер.

Дикарь из Аверона в жизни и в кино | Фото: wolfnight.ru и kinopoisk.ru

Кадр из фильма *Дикий ребенок*, 1970 | Фото: mirkosmosa.ru

Самым детально описанным случаем стала история «дикого мальчика из Аверона». В 1797 г. во Франции крестьяне поймали в лесу ребенка лет 12-15, который вел себя, как маленький зверь. Он не умел говорить, слова ему заменяло рычание. Несколько раз он сбегал от людей в горы. После того, как его снова поймали, он стал объектом внимания ученых. Естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер написал «Исторические заметки о дикаре из Аверона», где подробно изложил результаты наблюдений. Мальчик был нечувствителен к высоким и низким температурам, имел особенное обоняние и слух, отказывался носить одежду. Доктор Жан-Марк Итар в течение шести лет пытался социализировать Виктора (как назвали мальчика), но тот так и не научился говорить. Он умер в возрасте 40 лет. История жизни Виктора из Аверона легла в основу фильма «Дикий ребенок».

Кадр из фильма *Дикий ребенок*, 1970 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Дикий ребенок*, 1970 | Фото: kino-teatr.ru

Большая часть детей с синдромом Маугли найдены в Индии: с 1843 по 1933 гг. тут зафиксировано 15 подобных случаев. Дина Саничар жил в логове волков, его нашли в 1867 г. Мальчика научили ходить на двух ногах, пользоваться посудой, носить одежду, но говорить он не мог. Саничар умер в возрасте 34 лет.

Дина Саничар | Фото: infoniac.ru

Индийские Маугли Амала и Камала | Фото: weekendowo.pl

В 1920 г. жители индийской деревни обратились к миссионерам с просьбой помочь им избавиться от жутких призраков из джунглей. «Призраками» оказались две девочки, 8-ми и 2-х лет, которые жили с волками. Их поместили в сиротский приют и назвали Камалой и Амалой. Они рычали и выли, ели сырое мясо, передвигались на четвереньках. Амала прожила меньше года, Камала умерла в 17 лет, достигнув к этому моменту уровня развития 4-хлетнего ребенка.

Индийские Маугли Амала и Камала | Фото: realfacts.ru

В 1975 г. 5-летнего ребенка среди волков нашли в Италии. Его назвали Роно и поместили в Институт детской психиатрии, где врачи работали над его социализацией. Но мальчик умер, питаясь человеческой едой.

Кадр из фильма *Дикий ребенок*, 1970 | Фото: kino-teatr.ru

Подобных случаев было немало: детей находили среди собак, обезьян, панд, леопардов и кенгуру (но чаще всего – среди волков). Иногда дети терялись, иногда родители сами избавлялись от них. Общими симптомами для всех выросших среди животных малышей с синдромом Магули были неумение говорить, передвижение на четвереньках, боязнь людей, но при этом – отменный иммунитет и крепкое здоровье.

Поведение детей, выросших среди животных, получило название *синдром Маугли* ¦ Фото: nevoobrazharium.ru

Увы, дети, выросшие среди животных, не так сильны и прекрасны, как Маугли, и если в период до 5-ти лет они не развивались должным образом, позже наверстать упущенное было практически невозможно. Даже если ребенку удавалось выжить, он уже не мог социализироваться.

Кадр из мультфильма *Маугли*, 1973 | Фото: igrucki.ru

Маленький аргентинец, спасённый бродячими кошками

www.demenglog.com

В 2008-м году полиция аргентинской провинции Мисьонес обнаружила бездомного малыша одного года от роду, который находился в компании диких кошек. Судя по всему, мальчик пребывал в обществе кошачьих по меньшей мере, несколько дней — животные, как могли, заботились о нём: вылизывали с его кожи присохшую грязь, носили ему еду и обогревали морозными зимними ночами. Чуть позже удалось выйти на отца мальчика, который вёл бродяжнический образ жизни — он рассказал полицейским, что несколько дней назад потерял сына, когда занимался сбором макулатуры. Папаша заявил офицерам, что дикие кошки всегда защищали его сына.

Слоны

Этим животным присуще объединение в структурированные сообщества. Главенствуют в них старшие и более опытные слонихи, которые в прямом смысле являются связующим звеном между самцами, молодняком, малышами и представителями других кланов и семейств.

Эти социальные животные, как и люди, и приматы, и дельфины осознанно отождествляют свое отражение с собой, что говорит об их высоком уровне развития и способности испытывать эмоции.

В природе редко встречаются слоновьи сообщества численностью более 15 особей. Как только группа чересчур увеличивается, от нее отделяются подросшие самки, чтобы организовать собственную семейную ячейку.

Жизнь этих животных посвящена простым «радостям»: самки желают рожать и растить потомство, самцы – быть лидерами и иметь право на спаривание. К сожалению, даже в XXI веке этим великанам грозит вымирание из-за человеческой жадности и жестокости. Во многих странах созданы и успешно работают по защите этих животных социальные проекты, например, Всемирный день защиты слонов, который принято отмечать 22 сентября.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector